В декабре 2015-го ФАР объявило незаконным использование на рыболовном флоте в качестве технических средств контроля (ТСК) радиомаяков французской системы «Аргос». Судовладельцам, которые в свое время выбрали «Аргос», было рекомендовано перейти на другие спутниковые системы.
4 июля в Петропавловске в Союзе рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки прошло совещание по вопросам замены технических средств контроля на рыболовецких судах. Специально для того, чтобы обсудить проблемы, связанные с этим, и ответить на вопросы рыбаков, на полуостров прибыл начальник ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (ЦСМС) Артём Вилкин. Также присутствовали на совещании начальник филиала ЦСМС по Камчатскому краю Олег Соватеев и свыше 20 представителей компаний-судовладельцев: колхоз им. В.И. Ленина, «Океанрыбфлот», АО «ЯМСы», ООО «Поллукс», «Народы Севера», РКЗ-55 и др.
Смена ТСК – проблема серьезная
Открыл совещание заместитель председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Евгений Кабанов. Он коротко обозначил круг вопросов, которые волнуют сейчас рыбаков: замена ТСК на тех судах, где их установка обязательна; дальнейшая судьба «Аргоса»; сроки и проблемы переходного периода с одной системы на другую. Также Е. Кабанов заострил внимание на вопросах к погранслужбе России, которые неизбежно возникают при переходе на новые системы контроля на рыболовецких судах. Отметил также заместитель председателя СРПК и разночтения в приказах и постановлениях пограничной службы, которые регламентируют установку ТСК на разных видах судов, контрольные действия за прохождением рыбацких судов и др.
Поставленные вопросы прокомментировал Артём Вилкин.
– Самый животрепещущий вопрос – это, конечно, замена ТСК, – сказал он. – И в нем главное – сроки переходного периода. Первое, на чем хочу остановиться: ТСК в новом проекте приказа определяется как совокупность двух аппаратных средств – «Инмарсата» (либо «Гонца») и АИС. Второе: компоновка из двух аппаратных средств будет обязательной для судов валовой вместимостью до 300 тонн с 1 января 2018 года. Для судов свыше 300 тонн конструкция из двух аппаратных средств будет обязательной с 1 января 2017 года. Третье: до конца этого года мы оставили в перечне станции Felcom-15 и -16.
И все-таки, «Аргос», прощай
В новом проекте приказа исключается использование системы «Аргос», особо отметил А. Вилкин. Отмена «Аргоса» произойдет 1 января 2017 года. Документ находится на согласовании в Минсельхозе России, после чего будет направлен в Минюст РФ.
Начальник ЦСМС подробно объяснил, что же не так с «Аргосом», на котором «сидит» добрая половина рыболовецкого флота. Дискуссия вокруг этой системы, как рассказал А. Вилкин, идет уже давно, и, как выяснилось, ее использование на территории нашей страны является незаконным. Из ФСБ России в ноябре 2015 года было получено представление о том, чтобы прекратить использование «Аргоса» в РФ. А передвижки и увеличение сроков перехода с одной системы на другую до 2017 и до 2018 годов – это показатель работы Росрыболовства, ведущего переговоры с компетентными органами. Потому что моментально перейти с одной системы на другую, понятно, проблемно.
Также Артём Вилкин рассказал о работе в переходный период с французской компанией CLS, которая является оператором «Аргоса». Ведь пока устанавливаются новые системы контроля, наши рыбаки используют «Аргос». Все данные о дислокации российских рыболовецких судов еще обрабатываются за пределами нашей страны, в Тулузе. Переход на другие системы ТСК позволит обрабатывать эти данные в России.
– Призываю вас обратить внимание на станции «Гонец», как только они появятся, – обратился А. Вилкин к рыбакам. – Потому как есть задача снять нагрузку по оплате трафика по позиционированию судов с федерального бюджета и переместить ее на владельцев судов. За последние два года курс валют поднялся в два раза, а так как используемые спутниковые системы являются иностранными, оплата трафика также происходит в валюте. В данный момент готовится обращение о том, чтобы на судах, которые имеют в арсенале два-три протестированных ТСК, все они не должны работать одновременно. Пусть работает одно, если оно выйдет из строя – тогда начнет работать другое. Если два или три ТСК будут работать одновременно, то трафик второго и последующего из них будет оплачивать сам судовладелец. Более того, сейчас готовится на согласование и подготовку нормативный документ, определяющий в принципе платность трафика для судовладельцев. По нашему анализу, одинаковый объем работы маяков «Аргоса» за полгода стоит нам 32 млн рублей, а аналогичный объем работы маяков «Гонца» – около 3 млн рублей.
ЭПЖ проходит тестирование
Особое внимание на совещании уделили электронному промысловому журналу. А. Вилкин рассказал, что в апреле 2016 года программный продукт по ЭПЖ был протестирован в Мурманской области и по результатам был существенно доработан. 1 июля ЦСМС приступил к его опытно-промышленной эксплуатации, которая будет длиться до 31 декабря 2016 года. На сайте центра планируется сделать отдельный раздел, позволяющий знакомиться с ходом и результатами эксперимента. Артём Вилкин призвал судовладельцев активнее подключаться к процессу. «Мы заинтересованы сделать электронный промысловый журнал удобным для работы рыбака, готовы доработать его так, чтобы было всем удобно», – заявил начальник учреждения. Поставлена задача к 1 января 2017 года технически все подготовить к внедрению ЭПЖ. Законопроект об использовании электронного промыслового журнала находится на межведомственном согласовании, сообщил руководитель ЦСМС.
Надо сказать, что на Камчатке уже два судна подключило тестовый вариант ЭПЖ для опробования его работы. Причем Артём Вилкин призвал еще больше судов участвовать в эксперименте в реальных условиях. Ведь внедрение ЭПЖ – дело серьезное, и, как отметили в дискуссии присутствовавшие на совещании представители судовладельцев, ошибки в нем будут караться нешуточно, и никто не будет разбираться, поняли ли рыбаки, как работать в этой программе.
Во взаимодействии с погранслужбой
Уделил внимание начальник ЦСМС и вопросам, касающихся отношений с пограничниками.
– Создана совместная с Росрыболовством и погранслужбой рабочая группа, где ежемесячно обсуждается ряд вопросов, – отметил он. – Мы намерены вынести на ближайшее совещание этой группы в том числе вопрос об оборудовании ТСК на маломерных судах и их обслуживании. Поднимем вопрос также о том, чтобы пограничники получали информацию максимально возможно в электронном виде, ведь все возможности у них для этого есть. Кстати, камчатскому филиалу ЦСМС дано поручение провести с местными пограничниками обучение работе в нашей электронной системе.
Вопросы от представителей компаний-судовладельцев были самые разные: и по поводу маломерного флота, и о надежности российской системы «Гонец», и о тестировании ЭПЖ. Рыбаки говорили о том, что отлаживание новых систем контроля может занять значительное время, как это показывает опыт. А ведь сбои в их работе могут привести к очень неприятным последствиям для судовладельцев. Что делать, если все же сбои будут? Работать в ручном режиме? Как в таком случае уложиться в сроки, определенные погранслужбой? В общем, больше всего вопросов рыбаков было связано со взаимодействием с пограничной службой, в постановлениях которой есть «узкие места, которые надо отрабатывать», как сказал руководитель камчатского филиала ЦСМС О. Соватеев.
На совещании было принято решение направить в центральный аппарат погранслужбы совместный запрос рыбаков и ЦСМС с просьбой разъяснить спорные вопросы, возникшие в связи с переходом на новые ТСК на рыболовецких судах.
Любовь ФЁДОРОВА