Для выполнения поручения президента по организации аукционных и биржевых рыбных площадок в регионах необходимо вовлекать в процесс отраслевиков и широкую общественность, отмечает генеральный директор АО «Дальневосточный аукционный рыбный дом» Сергей Лелюхин.
До 1 марта 2016 г. от Правительства ждут предложений по организации аукционной и биржевой торговли водными биоресурсами – именно такой срок определен в поручениях президента по итогам октябрьского президиума Госсовета. И на этот раз есть все основания полагать, что задача все-таки будет выполнена. В отличие от 2013 г., когда тема аукционных площадок также поднималась в президентском перечне поручений, сегодня государственным исполнителям уже есть что анализировать – у России появился собственный опыт электронных рыбных торгов.
29 мая 2015 г., накануне «красной» путины на Дальнем Востоке, на площадке Биржи «Санкт-Петербург» в сотрудничестве с Дальневосточным аукционным рыбным домом состоялся первый аукцион по продаже продукции из будущих уловов лосося.
В сентябре 2015 г. на Восточном экономическом форуме ДАРД подписал ряд соглашений, в том числе с администрацией Приморского края и Корпорацией развития Камчатского края.
К декабрю текущего года на площадке Биржи «Санкт-Петербург» и Дальневосточного аукционного рыбного дома по результатам более чем 260 аукционов было продано свыше 766 тонн рыбопродукции на сумму 82,5 млн. рублей.
По словам генерального директора АО «Дальневосточный аукционный рыбный дом» Сергея Лелюхина, интересно наблюдать за тем, как меняется отношение к аукционной и биржевой торговле в профессиональной среде: от опасливого недоверия до предметной заинтересованности и даже активного участия. На этом фоне государственная среда в целом остается все же более консервативной: здесь инициативы бизнеса по внедрению новых рыночных механизмов встречают прохладно. Часто госслужащие отказываются содействовать развитию биржевой площадки, аргументируя это невозможностью «лоббировать интересы коммерческих структур». Однако сами биржевики ситуацию видят под другим углом.
«Такое толкование мне кажется неверным. Ведь выполнение поручения Президента не может быть лоббированием интересов какой-то частной структуры – это продвижение интересов России, что, в свою очередь, является прямой задачей каждого чиновника. Тем более что уже через два месяца им придется отчитываться перед Правительством о работе по организации аукционных и биржевых рыбных площадок в своих регионах. А без вовлечения в этот процесс отраслевиков и широкой общественности администрациям эту задачу не решить», – рассказал Fishnews руководитель аукционного рыбного дома.
Именно над этим в настоящее время и работают специалисты ДАРД. Не преследуя цели монополизировать свои позиции, организаторы уже действующей биржевой и аукционной площадки стараются привлекать к процессу ее развития широкой круг рыбаков из разных регионов. Именно они, по мнению Сергея Лелюхина, должны определять ценовую политику, участвовать в шлифовке правил торгов, предлагать более выгодные решения логистических вопросов и т.д.
Такая открытая политика уже привлекла внимание не только рыбаков-дальневосточников, но и их коллег и, конечно, покупателей из центральных и западных регионов, в том числе Калининграда. Тем более что интерактивный формат позволяет вести общение, обучать и полноценно работать со всеми участниками торгов в любой точке мира.
«Формат нашей биржевой и аукционной площадки вписывается в любую кластерную структуру. Более того, важно понимать, что без торговой системы подобная структура просто не сможет существовать: без реализации оборот рыбопродукции встанет. Но прежде чем рыбные кластеры будут созданы, технологии торговли необходимо отрабатывать и совершенствовать, чем мы сегодня и занимаемся», – добавил гендиректор АО «ДАРД».
Правда, отметил он, на сегодняшний день рыбопромышленные компании пока неохотно отвечают на предложения выставить свой товар на биржу или аукционы. И в этом их можно понять. «Наверное, они вспоминают опыт прошлых лет и ждут, что мы начнем оказывать на них какое-то влияние, устанавливать свои правила и диктовать условия, тем самым лишая их прибыли, – полагает Сергей Лелюхин. – Но мы лишь предлагаем им попробовать дополнительные, простые и доступные, механизмы сбыта своей продукции, продвижения ее в западную часть России. Это путь цивилизованной торговли, что еще важнее – добровольный, на котором никто не теряет, а только приобретает».
Полный текст читайте в разделе «Крупным планом» на сайте Fishnews.