Вы здесь

Борьба с ННН-промыслом сказалась на крабовом рынке Японии

Японский импорт краба резко сократился из-за реализации антибраконьерского соглашения с РФ, сообщает портал Minato-Tsukiji. Уменьшение поставок привело к росту цен и жесткой конкуренции с покупателями из других стран.

 

Напомним, что соглашение между правительствами России и Японии о сохранении, рациональном использовании, управлении живыми ресурсами в северо-западной части Тихого океана и предотвращении незаконной торговли живыми ресурсами было подписано 8 сентября 2012 г. во Владивостоке. Объектами договора являются различные виды краба и крабовая продукция. Предусматривается использование сертификата – удостоверения, подтверждающего законность вывоза биоресурсов из России. Документ выдается экспортеру, копия и другая необходимая информация – предоставляются российскими компетентными органами японским коллегам.

 

10 ноября 2014 г. МИД России и посольство Японии обменялись нотами о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления документа в силу. 10 декабря прошлого года начали действовать в полном объеме все положения и процедуры, предусмотренные межправительственным соглашением.

 

Из-за усилившегося мониторинга ННН-промысла и ужесточения контроля крабовые поставки в Японию за первые 10 месяцев текущего года резко сократились по сравнению с уровнем 2014 г. По данным портала Minato-Tsukiji, поступления камчатского краба снизились на 60%, крабов-стригунов – на 40%.

 

Как сообщает корреспондент Fishnews, доля российского краба на японском рынке была традиционно высока, однако после вступления в силу межправительственного соглашения ситуация резко поменялась. Это произошло во многом потому, что значительная часть поставляемых уловов была добыта нелегально, отмечает Minato-Tsukiji.

 

Согласно японской торговой статистике, с января по октябрь на 50% уменьшились поставки из России мороженого камчатского краба, на 20% - мороженых стригунов, на 70% - живого камчатского краба и на 80% - живых стригунов. Импортеры объясняют сокращение проблемами с новыми торговыми процедурами.

 

Введение новых правил позволило повысить прозрачность торговли крабом между странами. Оптовики Японии теперь могут просчитать объем поставок продукта на рынок в течение года, основываясь на данных о российской квоте. Благодаря этому, как сообщают СМИ, цены на рынке стабилизировались.

 

С другой стороны, сокращение поставок браконьерского краба усилило конкуренцию между покупателями из разных стран. По словам японских импортеров, значительная часть живых крабов-стригунов опилио и бэрди весной поставлялась в Южную Корею и Китай. За покупку замороженного краба японцам приходится соперничать с корейскими и американскими коллегами. Похожая ситуация сложилась и с камчатским крабом.

 

В результате в нынешнем году закупочная стоимость замороженных и готовых к употреблению крабов-стригунов выросла в Японии на 1-2 доллара за килограмм. Камчатский краб подорожал на 5 долларов. 20-процентное ослабление иены также отразилось на японских импортерах - увеличило рыночную стоимость российского краба и лишило его ценового преимущества.

 

Так, ценовая разница между аляскинским и российским камчатским крабом сократилась до 200 иен за килограмм, хотя еще год назад она доходила до 1000 иен. В результате японский рынок отреагировал ростом спроса на американский продукт: сыграли роль качество и стабильность поставок.

 

В новой рыночной ситуации японские закупщики обратили внимание на камчатского краба и краба-стригуна опилио, добываемых Норвегией в Баренцевом море. Однако специалисты не ожидают роста импорта из этого региона из-за нестабильности промысла и маленького размера баренцевоморских крабов.

 

Альтернативой камчатскому крабу становится российский синий краб. Сейчас им активно торгуют в Интернете и через телемагазины, однако пока объемы продаж незначительны. Поставки этого продукта в Японию невелики из-за сильного спроса на синего краба в США и маленькой разницы в цене с камчатским крабом.

 

Для японских импортеров это первый год, когда поставки краба так значительно сократились. Поэтому в нынешний сезон распродаж, который традиционно наступает в стране в декабре, многие испытывают сложности с реализацией остатков: цены продолжают уверенно двигаться вверх. В новых рыночных условиях многие продавцы считают уместным еще раз обдумать стратегию по развитию бизнеса на следующий год.

 

Fishnews