Для защиты прав предпринимателей нужно использовать законодательство, в котором должны быть предусмотрены соразмерные «контрсанкции» в ответ на незаконные действия чиновников всех уровней, отмечает бизнес-омбудсмен Борис Титов.
За текущий год Генеральная прокуратура РФ выявила 143 тыс. нарушений прав предпринимателей, вынесла соответствующие предписания и приняла конкретные меры, вплоть до возбуждения уголовных дел в отношении государственных служащих различных уровней. Как сообщает корреспондент Fishnews, комплексные проверки, которые проходили по всей стране, коснулись сфер контрольно-надзорной деятельности, транспорта, выделения государственных дотаций для сельхозпроизводителей, предоставления муниципальных услуг и т.д.
В результате только по итогам проверки законности реализации договоров по государственным закупкам перед предпринимателями погасили задолженность на сумму порядка 20 млрд. рублей, сообщил журналистам бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Как отметила его помощник – руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алеханович, сегодня ключевые показатели эффективности работы у каждого чиновника в сфере контроля и надзора настроены не на содействие экономическому развитию, а на выявление как можно большего числа нарушений на одну проверку. «Иными словами: иди – и найди. Мы считаем, что нужно развернуть сознание чиновников на всех уровнях власти и вывести в приоритет создание рабочих мест, развитие экономики и предпринимательства на общее благо», - отметила она.
Пока же, по словам самого бизнес-омбудсмена, для защиты прав предпринимателей необходимо вооружиться законодательством, в котором должны быть предусмотрены соразмерные «контрсанкции» в ответ на незаконные действия чиновников всех уровней.
«Мы считаем, что они должны нести наказание, поэтому предлагаем внести изменения в статью 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) и дать возможность прокуратуре возбуждать уголовные дела в отношении государственных служащих – мы считаем, что это должно быть в рамках их полномочий. Сейчас мы плотно работаем над продвижением этой инициативы», - сообщил Борис Титов.
Реформирование системы контрольно-надзорных органов отчасти способно повлиять на ситуацию, но вопрос заключается в грамотном объединении существующих сегодня структур. Так, комментируя возможность объединения Роспотребнадзора и Россельхознадзора, бизнес-омбудсмен отметил различия в направленности работы этих ведомств на сегодняшний день. Если первое уже начало вводить систему риск-ориентированного подхода, что позволило снизить число проверок к концу года на 20%, то в РСХН по-прежнему «сохраняется серьезное напряжение».
«Объединять или нет – это дело государства. Но во-первых, надо понимать и учитывать разницу, что есть контроль, а что – надзор. Контроль не заканчивается наказанием – это постоянный мониторинг проблем в отрасли, и заниматься им должны специалисты, разбирающиеся в тонкостях этой сферы деятельности. А надзор – это пресечение конкретного нарушения, выявленного в рамках контроля, и, соответственно, надзор за тем, как все это реализуется. Поэтому, считаю, что надзорных органов должно быть меньше», - высказал мнение Борис Титов.