Единый реестр проверок малого и среднего бизнеса, который Генпрокуратура ведет с 1 июля, функционирует достаточно успешно, отмечают в Открытом правительстве. Однако дальнейшая реализация проекта потребует решения ряда технических, содержательных и финансовых вопросов.
Первые итоги подвели на совещании
Основные задачи по совершенствованию системы государственного контроля в стране поставил президент Владимир Путин. Среди конкретных мер — переход на риск-ориентированный подход при проведении проверок и создание единого реестра с информацией обо всех проверках, их результатах и принятых мерах.
Генпрокуратура РФ начала вести единый реестр проверок малого и среднего бизнеса с 1 июля. Первые итоги работы информационной системы и проблемы ее развития с учетом поручений президента обсудили 16 сентября на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти.
Работа с реестром выявила ряд проблем
На сегодняшний день в едином реестре проверок работают 608 прокуроров, более 17 тыс. представителей контролирующих органов и 80 бизнес-омбудсменов, проинформировал замначальника управления информационно-технического обеспечения и связи Генеральной прокуратуры РФ Сергей Таран. С начала работы системы в ней зафиксировано проведение 37 847 плановых и 38 841 внеплановых проверок.
Опыт работы с реестром, по словам представителя Генпрокуратуры, выявил ряд технических проблем. Выяснилось, что справочные данные об органах государственного и муниципального контроля, поступающие в систему из Федерального реестра государственных услуг, не всегда заполняются корректно и нуждаются в актуализации. Кроме того, пользователи информационной системы отмечают, что сейчас в ней не предусмотрено отображение нормативных актов и требований, соблюдение которых обязательно при проведении проверок.
Актуализацию данных, безусловно, нужно обеспечить, подчеркнул министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. По его словам, сделать это нужно в течение месяца. А требования к основаниям для проведения проверок можно прописать в справочниках. Министр также сказал, что прорабатывается возможность выделения дополнительного финансирования на развитие ресурса и расширение его функционала.
В систему включат новые инспекции
Как сообщили Fishnews в пресс-службе Открытого правительства, планируется и расширение содержания реестра. В конце июля Владимир Путин поручил Правительству совместно с Генпрокуратурой представить предложения о размещении в системе информации о контрольных и надзорных мероприятиях всех госорганов, проводимых не только в отношении субъектов предпринимательской деятельности, но и других объектов контроля, включая госорганы и органы местного самоуправления. Минэкономразвития уже подготовило соответствующие предложения, доклад должен быть направлен главе государства 1 октября.
«В докладе президенту мы хотим предложить поэтапную реализацию поручения. Мы полагаем, что эта этапность должна быть в пределах 2016–2017 года, а определенные решения могут вступить в силу и с 2018 года», — рассказал директор Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев.
Министерство считает необходимым включать в реестр, в частности, проверки, проводимые в рамках осуществления ФАС госконтроля за экономической концентрацией. Это, по словам Алексея Херсонцева, потребует внесения изменений в закон о защите конкуренции. Кроме того, в реестр предлагается включить мероприятия налогового и таможенного контроля — но только выездные и внеплановые, и только по факту их проведения.
По ряду направлений – таким, как пограничный контроль, проверки ЦБ в рамках банковского и страхового надзора, а также проверки в рамках валютного контроля, Минэкономразвития не считает целесообразным включать данные в реестр, чтобы не перегружать систему и не осложнять ее администрирование.
В Экспертном совете при Правительстве РФ в целом поддерживают предложения Минэкономразвития в части расширения функционала реестра, однако полагают, что они не в полной мере позволяют выполнить задачу, поставленную поручением Владимиром Путиным. Член совета Александр Брагин отметил, что речь в предложениях идет только о проверках, в то время как в поручениях президента говорится в целом о контрольно-надзорных мероприятиях. Кроме того, размещение информации о проверках в других информационных системах, на которых указывает министерство, не способствует единству реестра, считают в Экспертном совете.
Проект доклада президенту будет дорабатываться в Аппарате Правительства, сказал Михаил Абызов. Всевозможные исключения из реестра, по его мнению, необходимо включать в справочники, чтобы избежать возникновения «серых зон». Развитие системы должно происходить поэтапно, подчеркнул министр.
«Этапность внедрения системы — принципиальный момент. Ее невозможно реализовать сразу — и не нужно. Вопрос — как эти этапы приоритезировать. Кроме того, очень важно обозначить проблему с финансированием. Чтобы не получилось так, что наши предложения будут одобрены, а при реализации возникнут финансовые ограничения», — отметил Михаил Абызов.
Ответственность за несогласованные проверки предлагают ужесточить
Замначальника управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры РФ Ольга Шапиева рассказала, что создание реестра проверок стало шагом к повышению открытости контрольно-надзорной деятельности в отношении бизнеса. По ее словам, барьером для чрезмерного вмешательства контрольных органов в деятельность предпринимателей стала также практика согласования прокурорами внеплановых выездных проверок. Обязательное согласование предусмотрено законом 2008 г. о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля. За 2014 г. прокуроры рассмотрели более 37 тыс. заявлений контролирующих органов о проведении внеплановых выездных проверок, из которых согласовано было 60%. Ольга Шапиева отметила, что есть единичные случаи нарушения закона со стороны территориальных органов ведомств и проведения проверок вопреки отказу прокурора. Речь идет, в частности, о Россельхознадзоре, Роструде, ФМС и МЧС.
Для борьбы с несогласованными проверками в Генпрокуратуре предлагают квалифицировать подобные случаи как грубые нарушения требований законодательства о государственном контроле и ужесточить наказание за них.
«Речь идет о серьезном нарушении федерального законодательства. Если кто-то считает, что закон можно не выполнять, то каждый такой случай должен рассматриваться индивидуально. Это должно быть предметом для проведения служебной проверки, а также внеплановой аттестации сотрудников территориальных органов. Они должны понимать свою ответственность, а наказание за такие нарушения допустимо вплоть до дисквалификации», — подчеркнул Михаил Абызов.