По результатам анализа конкурентной среды на крабовом рынке Федеральная антимонопольная служба назвала «исторический принцип» распределения квот «административным барьером», а также выступила за обязательную продажу продукции из краба на аукционных площадках.
ФАС России представила результаты анализа конкурентной среды на рынке первичной оптовой реализации добытого краба. Ситуация изучалась совместно с территориальными органами – на Дальневосточном и Северном бассейнах.
По данным антимонопольной службы, на внутренний рынок поступает не более 27% добытого краба.
На рынке краба-стригуна опилио в Дальневосточном бассейне, как показал анализ, в 2014 г. доминировало ООО «ДВ Акваресурс» с долей рынка в 52%. Доля компании в объеме общих продаж с учетом экспорта всего улова опилио, добываемого в Дальневосточном бассейне, составила 20%.
«Доминирующее положение ООО «ДВ Акваресурс» отразилось на цене. Она была стабильно выше средних цен краба-стригуна опилио в Дальневосточном бассейне на внутреннем рынке и ниже средних экспортных цен», – сообщил начальник управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС Владимир Кудрявцев.
Анализируя ситуацию с компаниями Северного бассейна, антимонопольщики указали, что «добычу и реализацию стригуна опилио, а также камчатского краба осуществляет одна группа лиц с монопольным положением». В ее состав входит ЗАО «Арктиксервис», ОАО «Североморский Альянс», ООО «Северо-Западная краболовная компания», ООО «СЗРК-Мурманск». Такое монопольное положение сказалось на цене, сообщили в пресс-центре ФАС. В качестве примера приведены данные о том, что в 2012-2013 гг. на внутреннем рынке цена охлажденного камчатского краба из Северного бассейна была выше экспортной, притом что в Дальневосточном бассейне на внутреннем рынке с умеренным уровнем концентрации за этот же период краб реализовывался по цене ниже экспортной.
Антимонопольная служба также заявила, что выходу на рынок краба новых участников препятствуют экономические и административные барьеры. По словам Владимира Кудрявцева, экономический барьер связан со значительными первоначальными капитальными вложениями, необходимыми для формирования промыслового флота, причем окупаются они в течение длительного времени. Административным барьером названо распределение квот на вылов краба по «историческому принципу».
Как сообщает корреспондент Fishnews, ФАС перечислила меры, которые, по ее мнению, нужны для снятия этого препятствия. Во-первых, запретить переход права на доли квот от одного лица к другому при реорганизации в порядке универсального правопреемства. Во-вторых, увеличить процент вылова, являющийся основанием для принудительного прекращения права на добычу. А высвободившиеся таким образом лимиты распределять с соблюдением конкурентных процедур.
«Оздоровлению ситуации на рынках первичной оптовой реализации добытого (выловленного) краба могло бы поспособствовать введение норм, предписывающих обязательную продажу крабовой продукции на аукционных площадках, - продолжил Владимир Кудрявцев. - При этом необходимо дополнительно предусмотреть введение экспортных лицензий для предупреждения повышения цен на внутреннем рынке. Например, экспортная лицензия в Норвегии выдается Экспортным советом с разрешения департамента рыболовства сроком на один год при стоимости ее оформления около 1700 долларов США. Такая практика была бы полезна для устранения рыночной власти крабодобытчиков и защиты интересов внутренних потребителей».
Федеральная служба заявила, что планирует обсудить проблемы, выявленные в процессе анализа рынка, на ближайшем экспертном совете.