По итогам заседания президиума Государственного совета по рыбной отрасли могут быть приняты решения о введении «квот под киль», «квот под переработку» и отказе от ЕСХН и преференций по уплате сбора за пользование водными биоресурсами.
19 октября президиум Госсовета соберется в Москве на заседание, посвященное развитию рыбохозяйственного комплекса. В течение нескольких месяцев специальная рабочая группа (в ее состав вошли представители федеральных и региональных властей, науки, бизнеса) трудилась над докладом, который будет представлен президенту: по итогам встречи Владимир Путин должен дать поручения по дальнейшему регулированию отрасли.
В докладе – разные позиции
Как сообщает корреспондент Fishnews, в докладе нашла отражение положительная оценка принципов долгосрочного закрепления долей квот на вылов – «за эффективными пользователями». При этом приводятся различные точки зрения по поводу того, каким должен быть период, на который предоставляются лимиты.
На повестке дня и вопрос разграничения видов рыболовства. По мнению некоторых федеральных ведомств и регионов, нарушение существующего баланса между промышленным и прибрежным рыболовством «неминуемо приведет к искажению основополагающей идеи «исторического» принципа распределения долей квот – предсказуемости условий ведения бизнеса в долгосрочной перспективе, а также к нарушению прав и интересов неопределенного круга заинтересованных хозяйствующих субъектов», – говорится в подготовленном докладе. Сообщается, что такой точки зрения придерживаются, например, ФАС и Архангельская область. Также приводится позиция Росрыболовства – о том, что необходимо установить «единое промысловое пространство».
Отражены в документе и различные точки зрения на обновление рыбопромыслового флота. Так, целый ряд отраслевых объединений и компаний считают, что этот процесс должен быть результатом бизнес-решений конкретных хозяйствующих субъектов и учитывать комплекс факторов (прогноз состояния водных биоресурсов, экономические возможности, техническое состояние конкретных судов). Строительство может осуществляться как на российских, так и на зарубежных верфях. Но господдержка должна оказываться только при строительстве судов на отечественных предприятиях.
Росрыболовство, согласно докладу, выступает за «субсидирование строительства судов на российских верфях за счет предоставления в пользование федерального ресурса», для чего предлагается внести изменения в законодательство.
Еще один подход – у Минвостокразвития, считающего необходимым увязать сроки и условия закрепления долей квот с объемами инвестиционных обязательств (для расчета использовать сбор за пользование ВБР).
Отдельное внимание уделено вопросам стимулирования поставок сырья для береговой переработки, теме насыщения внутреннего рынка доступной продукцией из водных биоресурсов.
Что в заключении
Выводы о состоянии и перспективах российского рыбного хозяйства авторы доклада обобщили в Заключении. Отмечено, что принятые в 2004 – 2008 гг. решения в сфере нормативно-правового регулирования создали условия для роста производственных показателей в рыбной отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности. Даны и другие обнадеживающие оценки. Так, говорится, что ресурсный потенциал отрасли позволяет ставить задачу по дальнейшему увеличению объемов добычи до 6 – 6,5 млн. тонн. При этом дополнительный прирост валовой продукции отрасли авторы доклада связывают с развитием аквакультуры (с увеличением продукции товарного рыбоводства в пять раз – до 0,5 млн. тонн, а вместе с искусственным воспроизводством – до 1 млн. тонн).
Однако дальнейшие выводы не столь радужны. Как заявлено в докладе, сейчас стимулирующий эффект от принятых ранее решений по корректировке государственной отраслевой политики практически исчерпан. А потому требуются качественные изменения во всех сегментах рыбохозяйственного комплекса – от промысла до реализации продукции конечным потребителям. Среди приоритетов госполитики названы: совершенствование нормативно-правового регулирования на основе сохранения принципа долгосрочного закрепления долей; освоение вновь вводимых водных биоресурсов; ускоренное развитие аквакультуры; повышение конкурентоспособности российской продукции рыболовства и аквакультуры на мировом и внутреннем рынках, с необходимым увеличением степени переработки ВБР; развитие портовой, транспортно-логистической и товаропроводящей инфраструктуры российского рынка.
В качестве ключевых механизмов госрегулирования и поддержки развития отрасли, по мнению авторов доклада, должны рассматриваться: повышение доступности кредитных ресурсов (в том числе через использование квот как обеспечения для получения кредитов); введение налоговых стимулов (и здесь фигурирует ставка сбора за пользование ВБР); снижение административных барьеров при добыче водных биоресурсов и произведенной из них продукции. Отмечена важность прозрачных механизмов реализации и ценообразования, включая организацию аукционов и биржевой торговли; Попал в приоритеты и пересмотр тарифной политики при перевозках по железной дороге. Но главное – «Увязка на законодательном уровне предоставления долей квот с осуществлением инвестиций в модернизацию основных производственных фондов».
Также указано на необходимость продолжать системную работу по предотвращению и ликвидации ННН-промысла, повышению безопасности мореплавания, развитию научного и качественного потенциала.
И что могут предложить в результате
Такие формулировки даны в докладе, подготовленном рабочей группой. Между тем, как стало известно Fishnews, в проекте поручений президента по итогам заседания президиума Госсовета меры гораздо более жесткие – и по формулировкам, и по последствиям. Это введение «квот под киль», против которых столь активно выступали рыбохозяйственные ассоциации и компании, а также квот под развитие переработки водных биоресурсов. Это лишение предприятий права использования единого сельскохозяйственного налога (хотя представители бизнес-сообщества последовательно настаивали на расширении возможностей применения этого налогового режима). И наконец, переход на 100-процентную, без исключений, уплату сбора за пользование водными биоресурсами – сейчас, напомним, для предприятий предусмотрена возможность платы 15% от нормативной ставки.