Вы здесь

Комиссия по борьбе с коррупцией вынуждена встать на защиту рыбопромышленников Камчатки от «произвола чиновников Росрыболовства»

Губернатору Камчатского края В.И. Илюхину

 

Прокурору Камчатского края государственному советнику юстиции 2 класса А.Г. Князеву

 

Руководителю Камчатского УФАС И.А. Светловой

 

«Обращаемся к Вам в связи с тем, что Общественной комиссии по борьбе с коррупцией стало известно, что в настоящее время Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (далее – СВТУ) совместно с ФГБУ «Севвострыбвод» и ФГБНУ «КамчатНИРО» готовятся рекомендации по регулированию промысла тихоокеанских лососей в путину 2016 года для их внесения на рассмотрение в Комиссию по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае (далее – Комиссия).

 

Одним из пунктов указанных рекомендаций 2016 года является пункт об установлении шести проходных дней в неделю (вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) для пользователей, осуществляющих промышленное и прибрежное рыболовство на морских рыбопромысловых участках (далее – РПУ) Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзон с использованием ставных жаберных сетей. Причём для всех остальных видов орудий лова (таких как ставной невод, закидной невод) на морской акватории указанных промысловых подзон проходные дни предлагается не устанавливать.

 

Также просим обратить внимание, что в других промысловых подзонах Камчатского края, таких как Петропавловско-Командорская, Карагинская, помимо отсутствия в рекомендациях СВТУ предложений об установлении на морских РПУ проходных дней также отсутствуют предложения об ограничении использования ставных жаберных сетей! Получается, что восточная Камчатка может беспрепятственно осуществлять промысел тихоокеанских лососей всеми орудиями лова, разрешёнными Правилами рыболовства, а пользователи морских РПУ западной Камчатки должны ограничиваться только морскими ставными неводами, нести колоссальные материальные затраты на установку ставных неводов (постановка одного ставного невода и его обслуживание в период путины обходится примерно в 2,5 млн рублей, а покупка и установка буя для одной ставной жаберной сети обходится примерно в 50 тыс.руб.).

 

Таким образом, разработанные СВТУ, ФБГУ «Севвострыбвод» и ФГБНУ «КамчатНИРО» рекомендации, создают ситуацию недобросовестной конкуренции в рыбной отрасли Камчатского края.

 

Так запрет на использование в течение шести дней в неделю ставных жаберных сетей по сути является дискриминационными условиями, когда пользователи, осуществляющие рыболовство на морских РПУ Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзон, поставлены в неравное положение по сравнению с другим пользователями, осуществляющими рыболовство в иных подзонах и иными орудиями лова.

 

В частности статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержит запрет на создание дискриминационных условий в форме принятия актов и (или) осуществления действий (бездействий) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

 

В соответствии с утверждённым в установленном порядке Перечнем рыбопромысловых участков Камчатского края и договорами о предоставлении РПУ, заключённых СВТУ в 2008 и последующие годы с пользователями на основании проведённых конкурсных процедур, на 98% морских РПУ Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзон разрешёнными к применению орудиями лова являются «Все орудия лова, разрешённые Правилами рыболовства», и лишь на некоторых РПУ разрешены к использованию конкретные орудия лова: невод закидной, сеть ставная, сеть сплавная.

 

Ставные жаберные сети, являются разрешенными орудиями лова, в свою очередь согласно действующим договорам о предоставлении права добычи водных биоресурсов на морских РПУ Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзон разрешено использование всех видов орудия лова, разрешенных Правилами рыболовства.

 

Следовательно, законом и договором пользователям предоставлено право самостоятельного выбора того или иного орудия лова исходя из коммерческой целесообразности. Разработанные СВТУ рекомендации фактически выводят в определённой промысловой подзоне из оборота одно из разрешенных видов орудия лова, что приводит к необходимости переоснащения пользователей и как следствие колоссальным затратам.

 

Но ведь совершенно очевидно, что при принятии решений о регулировании рыболовства государственные органы в силу закона обязаны руководствоваться принципом разумности (обоснованность государственного вмешательства в экономику и деятельность хозяйствующего субъекта) и принципом пропорциональности (соразмерность такого вмешательства с выявленным негативным ограничивающим конкуренцию воздействием на экономику соответствующего хозяйствующего субъекта).

 

Общественная комиссия по борьбе с коррупцией провела анализ составов комиссий по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в других дальневосточных субъектах Российской Федерации. Состав Комиссии в Камчатском крае утверждён приказом Минсельхоза России от 11.01.2013 № 3. С учётом внесённых в период 2013-2016 гг. изменений, на сегодняшний день в её составе 24 члена, из которых 9 являются представителями организаций, находящихся в ведении Росрыболовства (что составляет 37,5% от всего состава Комиссии!!), 7 – других федеральных органов исполнительной власти, 4 (включая председателя и секретаря) – органов исполнительной власти Камчатского края, 1 – союза рыбопромышленников, 1 – ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Состав Комиссии, образованной в Камчатском крае, заметно отличается от состава соответствующих комиссий, действующих в других дальневосточных субъектах (Сахалинская область, Чукотский автономный округ, Магаданская область, Приморский край, Хабаровский край), где число представителей Росрыболовства не превышает 4 и соотносится с числом представителей органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

В путину 2015 года СВТУ уже был создан прецедент, когда количество членов Комиссии от находящихся в ведении Росрыболовства организаций оказалось решающим фактором при принятии знакового для рыбопромышленников западного побережья Камчатки решения, но знакового не в части эффективного регулирования промысла, а наоборот:

 

09.07.2015 руководителем Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства был утверждён Протокол заседания Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае от 09.07.2015 № 9 (далее – Протокол № 9). В соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте СВТУ http://terkamfish.ru/ Протокол № 9 был размещён на указанном сайте в 20 часов 47 минут 09.07.2015, после чего вступил в силу и стал обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими добычу (вылов) анадромных видов рыб на территории Камчатского края.

 

Частью 1 пункта 4.3 Протокола № 9 определены проходные дни при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства с использованием жаберных сетей в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах в пределах морских рыбопромысловых участков (далее – РПУ), на которых осуществляется промысел ставными неводами – вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье еженедельно.

 

В свою очередь, частью 2 пункта 4.3 Протокола № 9 отменён режим проходных дней, установленный решением Комиссии от 22.04.2015 (п. 5.2 протокола № 4) для морских рыбопромысловых участков промышленного и прибрежного рыболовства №№ 110-118, 150-154, 156, 157, 159, 160, 162-164, 1075, 1080, при условии использования в качестве орудий лова только ставных неводов (указанным в тексте пунктом 5.2 протокола № 4 Комиссии для данных рыбопромысловых участков и дополнительно для рыбопромыслового участка № 1125 были установлены проходные дни суббота, воскресенье, понедельник еженедельно).

 

Голоса членов Комиссии при голосовании за указанный пункт 4.3 Протокола № 9 разделились следующим образом: «за» — 9, «против» — 5, «воздержались» — 3. То есть, почти 50% членов Комиссии не проголосовали «за» по пункту 4.3 Протокола № 9 (из голосовавших в этот день «за» пункт 4.3 Протокола № 9 девяти человек 8 являются представителями организаций Росрыболовства! Данное обстоятельство и оказалось решающим).

 

Как указано в тексте Протокола № 9 решения по пункту 4.3 принимались на основании совместных рекомендаций от 09.07.2015 № 01-14/2025, подготовленных ФГБНУ «КамчатНИРО», СВТУ и ФГБУ «Севвострыбвод».

 

Таким образом, на основании совместных рекомендаций ФГБНУ «КамчатНИРО», ФГБУ «Севвострыбвод» и СВТУ пользователи морских рыбопромысловых участков (далее – РПУ) Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзон, на которых в 2015 году одновременно осуществляется промысел ставными неводами и жаберными сетями были разделены на две группы:

 

1-ая группа: пользователи РПУ №№ 110-118, 150-154, 156, 157, 159, 160, 162-164, 1075, 1080 (далее – Группа РПУ № 1);

 

2-ая группа: пользователи всех других РПУ, не поименованных в 1-ой группе (далее – Группа РПУ № 2).

 

С учётом решений, принятых Комиссией, получается следующее, при условии осуществления промысла на РПУ только жаберными сетями:

 

Группа РПУ № 1:

РПУ №№ 110-118, 150-154, 156, 157, 159, 160, 162-164, 1075, 1080

Установленные проходные дни: суббота, воскресенье, понедельник

Общее количество проходных дней в неделю: 3

 

Группа РПУ № 2:

все остальные РПУ, не поименованные в 1-ой группе

Установленные проходные дни: нет

Общее количество проходных дней в неделю: 0

 

Из таблицы видно, что Группа РПУ № 1 находится в явно менее благоприятных условиях, чем Группа РПУ № 2, которая может осуществлять промысел на РПУ жаберными сетями все семь дней в неделю против 4 дней в неделю у 1-ой группы.

 

21.07.2015 и 28.02.2016 Камчатским региональным отделением общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» (далее – Комиссия по борьбе с коррупцией) в адрес Камчатского УФАС России было направлено обращение (вход. № 2831 от 21.07.2015) с просьбой провести проверку на предмет соответствия пункта 4.3 Протокола № 9 Комиссии требованиям Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Обращение с аналогичной жалобой поступило в Камчатское УФАС и от ООО «Дары Камчатки», РПУ которого также попали под действие введённых ограничений. Предварительное заседание по рассмотрению указанных обращений состоялось в Камчатском УФАС 15.03.2016, по результатам решено отложить рассмотрение на 11.04.2016 в связи с необходимостью привлечения к рассмотрению всех членов Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае.

 

Приведём ещё один яркий пример, того когда организации Росрыболовства умышленно готовят рекомендации в Комиссию по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае, создающие преимущество «своих» перед обычными пользователями.

 

В 2015 году в адрес Комиссии по борьбе с коррупцией поступило обращение ООО «Заря» о возможном нарушении законодательства Российской Федерации в отношении данного общества со стороны СВТУ, ФГБУ «Севвострыбвод», ФГБНУ «КамчатНИРО».

 

25.08.2015 ООО «Заря» в адрес Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае (далее – Комиссия) было направлено письмо № 308 с просьбой выделить дополнительные объёмы для организации любительского и спортивного рыболовства тихоокеанских лососей (а именно кижуча в количестве 5,0 тонн), на рыбопромысловый участок № 46, расположенный на западном побережье Камчатки, а именно в акватории Охотского моря, и закреплённый за ООО «Заря» на основании договора, заключённого по результатам конкурса.

 

21.09.2015 руководителем СВТУ был утверждён Протокол заседания Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае от 21.09.2015 № 20 (далее по тексту – Протокол № 20).

 

Пунктом 2.1 Протокола № 20 установлены дополнительные объёмы для организации любительского и спортивного рыболовства тихоокеанских лососей (а именно кижуча), в том числе на рыбопромысловые участки ФГБУ «Севвострыбвод», расположенные на западном побережье Камчатки, а именно в акватории Охотского моря.

 

Основанием для рассмотрения Комиссией вышеуказанных вопросов послужили совместные рекомендации от 18.09.2015 № 01-14/2762, подготовленные ФГБНУ «КамчатНИРО», СВТУ и ФГБУ «Севвострыбвод» (далее – Рекомендации).

 

16 сентября 2015 года в адрес Министерства рыбного хозяйства Камчатского края поступило письмо СВТУ от 16.09.2015 № 07-08/8052 в котором СВТУ сообщает, что «Управление считает нецелесообразным выделение дополнительных объёмов кижуча ООО «Заря», рыбопромысловый участок № 46, в связи с тем, что отмечаются слабые подходы кижуча в Охотском море».

 

В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 Протокола № 20 Бюро Отраслевого Совета по промысловому прогнозированию при Федеральном агентстве по рыболовству увеличило рекомендованные объёмы вылова на западной Камчатке:

 

— кижуча в Западно-Камчатской подзоне на 1 948 тонн,

 

— кижуча в Камчатско-Курильской подзоне на 2 922 тонн,

 

— нерки в Камчатско-Курильской подзоне на 1 300 тонн.

 

Таким образом получается, что активный промысел тихоокеанских лососей всеми видами рыболовства продолжается, рекомендованные объёмы вылова увеличиваются на тысячи тонн, а заявка ООО «Заря» с просьбой выделить 5,0 тонн кижуча не рассматривается, в виду со «слабыми подходами кижуча в Охотском море», одновременно с этим ФГБУ «Севвострыбвод» выделяется 13 тонн кижуча для вылова в Охотском море!

 

Абсолютно аналогичная ситуация складывалась в 2015 году в отношении ООО «Андар», которое являясь пользователем РПУ № 689 для организации любительского и спортивного рыболовства на р. Воровская, неоднократно обращалось в Комиссию, в СВТУ, ФГБУ «Севвострыбвод», ФГБНУ «КамчатНИРО» с просьбой выделить объёмы тихоокеанских лососей на данный РПУ. Результатом обращений стал ответ СВТУ от 16.09.2015 о нецелесообразности выделения объёмов на РПУ № 689, закреплённый за ООО «Андар», в связи с тем, что «нерестовый ход горубши в р. Воровская закончился, заход кеты и кижуча слабый».

 

При этом в сентябре 2015 года в соответствии с рекомендациями СВТУ, ФГБУ «Севвострыбвод», ФГБНУ «КамчатНИРО» от 02.09.2015 № 01-14/2617 и от 18.09.2015 № 01-14/2762 были установлены дополнительные объёмы для ФГБУ «Севвострыбвод» — 2 тонны кеты и 6 тонн кижуча на участки № 70 и № 73, находящиеся в предустьвеой зоне р. Воровская!

 

Согласно нормам Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, утверждённого приказом Минсельхоза России от 08.04.2013 № 170, комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб создаётся в субъекте Российской Федерации и возглавляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

 

Абсолютно очевидно, что законодательством предусмотрена обязательность участия представителей ряда заинтересованных федеральных ведомств, региональных органов власти, рыбацкой общественности в деятельности по организации и регулирования промысла анадромных видов рыб с целью принятия взвешенных, объективных решений, но в Камчатском крае (по мнению Общественной комиссии по борьбе с коррупцией) получается всё с точностью до наоборот: СВТУ даёт команду, ФГБУ «Севвострыбвод» и ФГБНУ «КамчатНИРО» подписывают рекомендации, потом на заседаниях Комиссии, используя свою многочисленность, путём простого голосования проталкивают свои решения, которые потом СВТУ же и утверждает и в последующем контролирует! Но, ведь в случае, если решение Комиссии будет в последующем обжаловано в суде и признано несоответствующим законодательству, отвечать и оправдываться перед общественностью будет орган исполнительной власти Камчатского края, в лице председателя Комиссии.

 

Общественная комиссия по борьбе с коррупцией считает, что создавшаяся ситуация содержит коррупциогенный фактор, позволяющий представителям Росрыболовства практически единолично принимать решения о применении более «жестких» или «лояльных» ограничительных мер к определённым группам пользователей рыбопромысловых участков.

 

По нашему мнению, с целью исключения возможностей для коррупционных проявлений, достижения необходимого баланса интересов при принятии важнейших для Камчатского края решений в области регулирования добычи (вылова) анадромных видов рыб необходимо до начала лососевой путины 2016 года, внести изменения в состав краевой Комиссии, уменьшив число представителей находящихся в ведении Росрыболовства организаций максимум до 4 человек, как это принято во всех других дальневосточных субъектах Российской Федерации.

 

Кроме того, по нашему мнению в Комиссии вообще не должно быть представителей ФГБУ «Севвострыбвод» на правах полноправных членов Комиссии, а их включено 3 человека!

 

Так п. 3 Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, утверждённого приказом Минсельхоза России от 08.04.2013 № 170 (далее – Порядок деятельности Комиссии) гласит, что «Комиссия в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком во взаимодействии с научными организациями, находящимися в ведении Федерального агентства по рыболовству (далее — Росрыболовство), федеральными государственными бюджетными учреждениями — бассейновыми управлениями по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (далее — бассейновые управления) и территориальными органами Росрыболовства с учетом предложений бассейновых научно-промысловых советов принимает решения в рамках компетенции».

 

В свою очередь п. 8 Порядка деятельности Комиссии устанавливает исчерпывающий перечень организаций, органов исполнительной и федеральной властей, ассоциаций и союзов, который должны и могут быть включены в состав комиссии в статусе полноправных членов:

 

«В состав Комиссии входят:

 

— представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе:

 

представитель федерального органа исполнительной власти в области обороны,

 

представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации,

 

представитель федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды,

 

— представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

 

— общественных объединений,

 

— объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов),

 

— а также научных организаций, находящихся в ведении Росрыболовства».

 

Получается, что представители ФГБУ «Севвострыбвод» безусловно участвуют в разработке рекомендаций для их внесения на рассмотрение в Комисиию, но не более того! Полноправными членами Комиссии от Росрыболовства могут быть только представители СВТУ и ФГБУКамчатНИРО».

 

Учитывая вышесказанное, Общественная комиссия по борьбе с коррупцией просит Вас рассмотреть изложенные в настоящем письме обстоятельства и в случае необходимости принять меры реагирования.

 

С уважением,

 

Председатель С.А. Мылов

 

Источник: Час Пик - антикоррупционное издание камчатского края