Опубликовано 16 мая, 2016 - 10:17 пользователем Admin
"Председатель Правительства РФ, Председатель партии "Единая России" Д.Медведев дал старт передела водных биоресурсов и основных фондов рыбной отрасли", - считает Вячеслав Зиланов
Законопроект Росрыболовства, который 10 мая был рассмотрен в правительственной Комиссии по законопроектной деятельности и получил одобрение этой Комиссии с рядом замечаний. Затем с этими же замечаниями он был предметом обсуждения 11 мая на заседании Правительства Российской Федерации и тоже был одобрен. Конечно же, одобрен с поручением в адрес авторов законопроекта и аппарата Правительства в трехдневный срок доработать его с учетом замечаний и внести уже от имени Правительства РФ в Госдуму с тем, чтобы последняя приняла его в весеннею сессию. То есть, по сути, до замечаний нет никому дела - спешат государевы служивые выполнить поручения Президента РФ В.В.Путина, озвученные им на всю страну во время "Прямого диалога". А что касается качества законопроекта, то это уже мало кого волнует в правительственных верхах.
Председатель Правительства Д.А. Медведев в своем вступительном слове (приводим текст полностью) при рассмотрении рыбного законопроекта обратил внимание на следующее:
"Также мы рассматриваем поправки в закон о рыболовстве и некоторые другие законодательные акты. Речь идёт о целом наборе предложений, которые совершенствуют систему распределения квот на вылов водных биоресурсов. Рыбная отрасль обладает весьма неплохим потенциалом для развития, в том числе с учётом импортозамещении. К сожалению, далеко не всё попадает на стол наших граждан. Значительная часть улова уходит за рубеж, откуда возвращается в виде продуктов - консервированных или полуфабрикатов, а государство недополучает доходы от такого бизнеса, есть и целый ряд других проблем. С другой стороны, сама отрасль имеет свои сложности. Это износ рыбопромыслового флота, устаревшие технологии вылова, переработки, неудобная логистика и далеко не всегда прозрачные хозяйственные отношения, скажем прямо, в ряде случаев просто сугубо криминальные. Эти вопросы обсуждались на самых разных площадках - и на Госсовете, и на совещаниях. Минсельхоз подготовил законопроект, там есть целый ряд новелл. До 15 лет предлагается увеличить срок, на который за пользователем закрепляется доли квоты добычи (выделено редакцией сайта). Это позволит предприятиям строить долгосрочные планы. При этом до 20% квот предлагается предоставлять на инвестиционные цели. Для чего? Для того чтобы заказывать на отечественных, подчеркиваю, верфях новые рыболовецкие суда и создавать новые перерабатывающие мощности. Предусмотрен и новый вид договора о закреплении квот на инвестиционные цели.
Первая мера, это очевидно, должна стимулировать развитие самой отрасли и способствовать развитию судостроения, но есть и меры по укреплению ответственности. В частности, в ряде случаев ужесточаются условия, при которых действие права на вылов может быть прекращено. Это происходит, если в течение двух лет предприятия не выбирают более 70% выделенных квот, при этом не менее 70% квоты должно вылавливаться на собственных или зафрахтованных судах. Это позволит избежать цепочки посредников, которых иногда называют квотными рантье, которые не занимаются собственным промыслом, а только систематически переуступают свои права другим участникам рынка. От таких квот, конечно, рыбы больше не становится.
Обращаю внимание, что все подзаконные акты, которые необходимы для применения нового законодательства, - а это на самом деле ни много ни мало 25 постановлений Правительства и четыре ведомственных приказа - должны быть подготовлены в определённые законопроектом сроки".
Как видно из этого вступительного слова Председатель Правительства России, юрист по образованию, увидел как саму громоздкость законопроекта, так и предстоящие трудности практического его применения ввиду необходимости принятия пакета подзаконных актов. И, тем не менее, он дал "отмашку" на внесение законопроекта в Госдуму.
О сложившемся положении с законопроектом Минсельхоза, шансами его ускоренного прохождения в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания и влиянии его, в случае вступления в силу, на развитие рыбной отрасли главный редактор сайта С.И. Вахрин беседовал с экс-заместителем Министра рыбного хозяйства В.К. Зилановым.
С.В.: В современной России вы в свое время, работая заместителем Председателя Госкомрыболовства, исполняли обязанности и статс - секретаря, который представлял отрасль в Госдуме при прохождении тех или иных законопроектов в области рыболовства. Вы прекрасно знаете всю "кухню" прохождения подобных законопроектов. Насколько, по вашему мнению, реально быстро принять этот законопроект разработанный Минсельхозом и поддержанный Правительством Российской Федерации?
В.З.: В Госдуме существует регламент прохождения подобных законопроектов, который обязан соблюдаться. Не буду в деталях его приводить, сошлюсь только на некоторые обязательные положения. Законопроект должен быть направлен для рассмотрения в законодательные собрания субъектов Российской Федерации, если он затрагиваются их полномочия. На это отводиться до месяца. Но… могут и предложить субъектам ускорить рассмотрение на местах или посчитают, что это не затрагивает их полномочия и не направлять законопроект в регионы. По моей оценке последнего варианта законопроекта Минсельхоза, который я анализировал и он выставлен на вашем сайте, его обязательно следует направлять в регионы, так как он затрагивает и их полномочия, и их интересы. Вмести с тем, повторюсь, в Госдуме могут под административным давлением, а вертикаль власти сильна, пренебречь этим положением.
Законопроект должен пройти обсуждение в профильных комитетах. Без этого уж никак не обойтись. А это, прежде всего, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Депутаты могу вносить поправки, предлагать исключения тех или иных положений и даже внести альтернативный проект. Не исключено, что в этот процесс вмешаются и депутаты других фракций, входящих в Госдуму - КПРФ, "Справедливая Россия", ЛДПР. Да и ряд депутатов "Единой России", представляющие рыбные регионы, не останутся в стороне от этого процесса. Тем не менее, приоритет для Госдумы будет иметь, безусловно, правительственный законопроект. Сейчас для нас с вами известны только положения того законопроекта, который внесен Минсельхозом в Правительство. Мы не знаем замечаний, которые высказаны на заседании Правительства и которые должны быть учтены по поручению Председателя Правительства Д. Медведева в окончательном тексте законопроекта учет, на что отведено целых три дня. Это не мало!
Но обращает на себя внимание и тот факт, что Председатель Правительства РФ, он же и Председатель партии "Единая Россия", Д.А.Медведев, не дожидаясь фактического внесения поправок - замечаний, дал принципиальное добро на внесения законопроекта Минсельхоза в Госдуму. По существу он дал старт передела водных биоресурсов и основных фондов рыбной отрасли, что вытекает из основных положений законопроекта Минсельхоза. Кроме того Д.Медведев, как Председатель партии "Единая Россия", конечно же, уверен, что его фракция в Госдуме поддержит данный законопроект. Как известно фракция "Единой России" располагает в Госдуме 238 голосами из 450 и может этот законопроект "продавить" своими голосами. Хотя в условиях приближающихся выборов ситуация может быть и иной - это не прибавит на выборах голосов для этой партии, особенно в приморских рыбных регионах.
С.В.: Может, не так страшен, этот законопроект, как Вы, да и ряд отраслевых союзов, ассоциаций, экспертов, его оценивают? В своей вступительном слове Д.Медведев четко обозначил основные положения, которые должны быть в законопроекте. Это закрепление долей квот за пользователями на 15 лет. При этом до 20% квот предлагается предоставлять на инвестиционные цели. Далее повышается процент выбора квот до 70% и собственными или зафрактованными судами тоже до 70%. И все. Даже положение о 20% квот Председатель Правительства Д.Медведев облек в мягкую форму: "…предлагается предоставлять на инвестиционные цели". Именно "…предлагается…", то есть это можно понять, что ни у кого и ничто не отнимается. И это может всех устраивать - ведь, получается (или можно так трактовать), что сама рыбопромышленная компания принимает решение направлять до 20% своих квот на инвестиционные цели по обновлению своего же флота, или берегового рыбоперерабатывающего предприятия.
В.З.: Да я тоже обратил внимание на мягкость этой формулировки Председателя Правительства и даже промелькнула мысль, что, наконец-то, поняла власть, что пора поставить заслон формуле современных либералов, воспитанных ранним российским капитализмом, "у всех все отнять и только избранным, вероятно, только своим давать". Однако, когда в конце своего вступительного слова Медведев упомянул о 25 постановлениях Правительства и 4 ведомственных приказах, которые следует издать для того, чтобы законопроект заработал, все встало на свои места. Речь идет именно о законопроекте в редакции Шестакова и Ко. Именно в нем прописан целый набор "новаций", которые будут реализованы именно по формуле "у всех отнять и избранным дать" и приведут отрасль к развалу. Приведу только два примера из этого законопроекта, которые направлены на создание реальных предпосылок для этого развала.
Так, предлагается установить единое промысловое пространство для прибрежного и промышленного рыболовства. При этом те, кто поставляет на берег свежую, охлажденную, разделанную рыбу наделяются дополнительной квотой в 20%. А откуда ее взять? Надо отнять у других, тех, кто ведет промышленное и прибрежное рыболовство. При этом с пафосом заявляется, что отбирать у каждого не будем, уменьшим лишь на эти 20% общую годовую квоту. Другими словами, отнимем у всех, включая добросовестных, традиционных и эффективных пользователей. Замечу, что этими "новациями", когда прибрежникам запрещается морозить рыбу, уничтожается в ряде бассейнов и сама прибрежка как таковая - там без "морозки" ее невозможно доставить на берег. Например, в Карелии, Архангельской области, Ненецком АО и целом ряде субъектов Дальнего Востока. Не учитываются (точнее, игнорируются) особенности рыболовства в разных бассейнах.
Аналогичная "операция - махинация" опять же по формуле "у всех отнять и избранным дать" предлагается и по 20% квот на инвестиционные цели. Они теперь получают новое громкое наименование - "квоты господдержки". С этой целью вводится дополнительно положение в статью по видам квот. Суть ее в том, что ежегодно до 40% (20% прибрежке плюс 20% на инвестиционные цели) объема квот может изыматься государством (Федеральным агентством) из прибрежного и промышленного рыболовства, и перераспределятся между рыбопромышленными компаниями по усмотрению чиновников. Справедливости ради отмечу, что распределяться они будут по тем "лекалам", которые они же сами и пропишут в этих 25 Постановлениях Правительства и в своих 4-х ведомственных приказах. И все эти сорок процентов общероссийских квот будут управляться в ручном режиме небольшой группой людей и только, безусловно, в пределах московского Садового кольца, а не регионов. Вот где раздолье служивым! А ведь без их "участия" добрый десяток лет отработали и ежегодно прибавляли, пусть понемногу, в вылове, в производстве пищевой продукции, модернизировали суда, а в ряде компаний без всякой поддержки государства даже строить новые суда начали. Ах, нет, надо все поломать и приступить к переделу рыбных ресурсов и собственности. Вот глубинный замысел "отцов" нового законопроекта.
Вы только вдумайтесь - в случае принятия законопроекта Шестакова и КО полностью разрушается концепция Федерального Закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", благодаря которому обеспечивалась в последние годы базовая основа стабильности рыбной отрасли России.
С.В.: Но давайте встанем на сторону Правительства: да, строились новые суда, но только за рубежом, а не на своих российских верфях. Да увеличивался вылов рыбы, но вся она в качестве сырца уходила за рубеж и перерабатывалась иностранцами, которые получали всю прибавочную стоимость, совершенствовали технологию глубокой переработки. И именно в этих целях Президент РФ В.Путин на президиуме Госсовета и дал поручение Правительству внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие выделение до 20% квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели (закупка новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов переработки водных биологических ресурсов). Чем это не устраивает рыбопромышленников? Тем, что Россия должна перестать быть просто сырьевым рыбным придатком мира?
В.З. Позволю вначале высказать личное мнение, которое отстаивалось мною, да и другими специалистами - рыбниками, на протяжении всей работы по данному вопросу при подготовке доклада на президиум Госсовета, который рассматривал положение дел в рыбной отрасли. Выделение до 20% квот или, как это получило наименование "квоты под киль", на инвестиционные цели для строительства рыбопромысловых судов экономически необоснованно. Против такого подхода на последнем заседании Рабочей группы президиума Госсовета, которую вел помощник Президента РФ И.Е. Левитин, выступили все отраслевые союзы, ассоциации и представители власти ведущих приморских рыбных регионов, что зафиксировано в стенограмме заседания. К тому же мировая рыболовная практика таких прецедентов, в условиях развитых рыночных отношений, не имеет. Проводить такой "эксперимент" над собственной рыбной отраслью, да еще не в лучших экономических условиях, это мягко говоря, абсурд. К сожалению, на заседании президиума Госсовета никто не отважился прямо доложить об этом Президенту В.В.Путину, а присутствующим на нем представителям отраслевых союзов, ассоциаций слова не дали. Добавлю к этому: никому в голову не приходит мысль внести в законодательство положение о выделении до 20% урожая зерновых, отобрав этот объем у всех селян, и направить его на инвестиционные цели для закупки новых комбайнов, построенных на российских заводах. Вопросы обновления, как рыбопромыслового флота, так и сельскохозяйственной техники, решаются посредством набора экономических инструментариев. Они все хорошо известны. Главнейший из них - это долгосрочные кредиты под 2-6%. И пойдет строительство флота семимильными шагами. В советское время обновление рыбопромыслового флота решалось на плановой основе самим государством. И построенный флот за счет государственных - народных! - средств передавался предприятиям для эксплуатации. В этом случае собственником вылова, продукции , произведенной из нее, становилось по существу государство, которое и направляло ее в основном на внутренний рынок страны по фиксированным розничным ценам.
Но вернемся в наши дни. Решение Президентом РФ В.Путиным принято. Как быть? Надо исполнять, даже в ущерб отрасли и людей в ней работающих? Не факт, что Президент РФ В.В. Путин одобрит такой подход. Более того в своем поручении он не дает указание "у всех отнять"! Президент предписывает "…выделить до 20 процентов квот…на инвестиционные цели…". Президент именно предписывает, еще раз обращаю внимание, "…выделить…", полагая, что профессиональное руководство отрасли, которое постоянно "педалирует" вопрос о "рантье", о недоосваиваемых, неиспользуемых и выставляемых на аукционы ресурсах, найдет разумный вариант для выделения 20% объемов квот, необходимых на инвестиционные цели. Но наши "рыбное профессиональное руководств" освоило только один способ "выделения" - "у все отнять и избранным дать". И смело идет по этому пути, не взирая, ни на что! Что придает ему такую уверенность? Правота своих предложений? Полагаю, нет. Уверенность в том, что в случае провала ответственность будут нести другие. Предположу и то, что те, кто двигает этот проект "у всех отнять и избранным дать", обладают еще и неведомым нам пока, но весьма значительным административным ресурсом.
В этих условиях самое правильное еще раз все экономически просчитать, допустим, на примере минтая Дальневосточного бассейна, или трески и пикши Северного бассейна по "лекалам", предложенным в законопроекте Минсельхоза - Правительства РФ, точнее Шестакова и КО , и если результат отрицательный (уверен он таким и будет), то доложить прямо Президенту - ошиблись, виноваты, будем искать другие варианты. Те же положения, которые имеются в поручении Президента России и по которым уже найден консенсус межу властями федерального, регионального уровня и отраслевыми союзами, ассоциациями следует внести как законодательные поправки в Госдуму.
С.В.: Ваш подход к решению этой законодательной проблемы вполне логичен, но давайте будем реалистами - кто же из руководителей Росрыболовства, Минсельхоза или авторов "заказного" законопроекта пойдет на это?
Здесь же правит не логика, а совершенно другой интерес, который всем и давно очевиден - растащить богатства России по личным закромам и превратить русские моря в "Русское море".
Они сделали свое дело - "замутили" новый законопроект, который откроет им все двери (а 40 процентов - это абсолютная монополия) в рыбную отрасль - добычу, обработку, рыботорговлю.
И теперь самое главное - сбросить всю будущую ответственность на безответственную коллективную Госдуму.
И у них остается только один "фильтр" - Совет Федерации…
В.З.: Да, действительно, сенаторы Совета Федерации представляют интересы регионов, он менее политизирован, и сенаторы стоят, как правило, на страже интересов жителей своих регионов. Напомню, что именно они в свое время не дали добро на первый вариант законопроекта "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", который приняла Госдума. Тогда была создана согласительная комиссия и только после нее, найдя приемлемые решения, законопроект был принят. Так что надежды на сенаторов, конечно, обоснованы...
С.В.: Но ведь и в Госдуме еще не все потеряно. Более того, и Госдума при определенном раскладе может стать площадкой для диалога: она в первом чтении принимает законопроект в редакции Правительства РФ, а затем открывает по этому законопроекту дискуссию… и вносит необходимые поправки. Об этом, в частности, говорит председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, президент Ассоциация добытчиков минтая Герман Зверев. Насколько это реально по вашему мнению?
В.К. Не разделяю такого оптимизма президента АДМ Г.Зверева. Во-первых, приняв законопроект в первом чтении, депутаты по существу одобряют ее главную концепцию " у всех отнять и избранным дать". Далее уже во втором чтении, что бы вы не предлагали, вам все время будут возражать, что вы своей поправкой разрушаете концепцию законопроекта. И вновь тупик. Во-вторых, председатель комиссии РСПП, как вытекает из его высказывания, не возражает в принципе против инвестиционных квот и против того, чтобы "у всех отнять и избранным дать". Он прямо заявляет (цитирую): "Драматизировать последствия введения инвестиционных квот не стоит, но законопроект требует доработки…". Далее он стрелки переводит в другое направление, подсказывая нам всем, что "Все зависит от механизма выделения квот…и от " правовых норм прямого действия, которые будут содержать последовательную и прозрачную процедуру распределения квот (выделено мною)". Вот главное, что волнует президента АДМ - процедура распределения отнятых у всех квот! Как бы при распределении не быть обделенным. А шансы быть обделенными ожидают многих членов АДМ, как и других членов отраслевых союзов, ассоциаций, которые поддерживают подход Шестакова и КÄ. Они, члены АДМ, союзов, ассоциаций, хорошо понимают, что отнятых 20 % ресурсов на всех желающих получить их не хватит. Спешить надо "в избранные"! Старо как мир - разделяй и властвуй.
С.В.: Выходит, Вячеслав Константинович, куда не кинь, всюду клин?
В.З.: К сожалению, таковы современные нравы российского капитализма и только единство рыбацкого сообщества способно ему противостоять. Пока такого единства нет. Меньшинство, стоящее у рыбацкой власти, навязывает свои правила игры большинству рыбацкого сообщества. И даже в этих условиях я остаюсь оптимистом. Здравые силы есть и у рыбаков, да и практика, как критерий истины, все и всех расставит по своим местам.
Не было бы поздно…