Среди критериев отбора заявок на инвестквоты неоднозначно выглядит требование о пороге локализации. Развивать российские заводы надо, но комплектовать суда неочевидными по качеству узлами – большой риск, считает председатель Союза рыбопромышленников Карелии Игорь Зубарев.
Вопросы реализации программы обновления рыбопромыслового флота с использованием квот господдержки обсуждались 29 июня на совещании рабочей группы под руководством замглавы Росрыболовства Петра Савчука. К разговору были приглашены представители Минпромторга, руководители крупнейших рыболовецких предприятий и объединений и судостроительные заводы, готовые принять участие в строительстве промысловых судов.
Процесс внесения изменений в отраслевое законодательство в части инвестиционных квот вышел на финишную прямую – в тот же день Совет Федерации утвердил соответствующие поправки в закон о рыболовстве. В ближайшие месяцы должна быть создана подзаконная нормативная база для реализации новелл закона, в том числе о государственной поддержке инвестпроектов в области рыболовства.
Поэтому участники совещания сосредоточились на обсуждении базовых критериев, которым должны соответствовать заявки промысловых предприятий на квоту господдержки, а также попытались оценить возможность обобщения имеющихся на сегодняшний день заявок и инициатив до нескольких типовых проектов.
«В первой задаче в основном заинтересованы рыбаки – критерии отбора заявок на инвестквоту должны быть прозрачными, понятными, равнодоступными для всех. Сегодня говорится о нескольких требованиях: квота должна выделяться под судно, построенное в определенные сроки на российской верфи, с определенным процентом локализации производства, производящее продукцию глубокой переработки и имеющее безотходное производство», – прокомментировал Fishnews итоги совещания председатель Союза рыбопромышленников Карелии Игорь Зубарев.
По его словам, в унификации типов проектов судов заинтересованы, прежде всего, судостроители. «Понятно, если мы с помощью квот на инвестиционные цели ставим задачу обновления флота и появления базы для его последующего обслуживания и ремонта, промышленность должна сфокусироваться. Для достижения экономического эффекта и появления долгосрочных партнерств закупочные программы на верфях должны быть в какой-то мере унифицированы. Заказывать одинаковые комплектующие дешевле и эффективнее», – отметил эксперт.
Он добавил, что серийная унификация производства – один из законов развития промышленности: в советское время заказы на промысловые суда одного типа измерялись многими десятками. Напротив, если каждый пользователь будет требовать уникального судна, последующий эффект для промышленности будет минимальным, и конкурентной цены на такое судно будет достичь нелегко.
Важным обстоятельством является и то, что Правительство России в лице Минпромторга будет предъявлять к будущим судам требования по проценту локализации производства. «Технология расчета этого процента пока рыбакам не понятна, что вызывает массу споров. Очевидно, что заказы судов под инвестквоты должны дать стимул для развития промышленности, но никто не хочет рисковать и комплектовать новые суда неочевидными по качеству узлами», – указал Игорь Зубарев.
Обсуждение вопроса о локализации производства планируется продолжить на следующем совещании. Как ожидается, более предметный разговор состоится после завершения Росрыболовством работы над проектом постановления правительства «Об утверждении порядка отбора инвестиционных проектов в целях оказания государственной поддержки реализации инвестиционных проектов в сфере рыболовства».
На заседании рабочей группы Петр Савчук рассказал, что текст проекта постановления будет готов примерно через неделю. В ближайшее время Росрыболовство ждет от рыбаков письменных предложений по типовым проектам судов для господдержки с обоснованием позиции.