Сахалинские лососевые рыборазводные заводы могут сократить программы по выпуску молоди горбуши. К такому решению предприятия подталкивает не только неудачная путина, но и проблемы с изъятием вернувшейся на нерест красной рыбы.
Слабые подходы горбуши – вдвое меньше прогнозов – ухудшили финансовое положение и рыбодобывающих, и рыбоперерабатывающих, и рыбоводных предприятий Сахалина. У части ЛРЗ есть возможность компенсировать потери за счет промысла кеты, но для «чистых» горбушовых заводов сезон выдался тяжелым, рассказал на заседании правления Росрыбхоза председатель совета директоров Ассоциации лососевых рыбоводных заводов (АЛРЗ) Сахалинской области Андрей Коваленко.
Причины отсутствия рыбы пока не может объяснить даже отраслевая наука, тем более что год для Сахалина ожидался «путинный». Рыбоводные заводы островного региона ежегодно выпускают в реки сотни миллионов мальков горбуши, что, казалось бы, должно гарантировать стабильный возврат. Но, возможно, дело не только в капризах природы.
«У нас более 60 тыс. нерестовых водоемов, но естественное пополнение с каждым годом все меньше и меньше. Не секрет, что в 1990-х годах масштабы браконьерства ничем не сдерживались, в ряде районов реки «вырезались» и вычерпывались, что сейчас и сказывается. Понятно, что одни только ЛРЗ не могут обеспечить такой объем промышленного возврата», – сообщил Fishnews руководитель ассоциации.
Не все гладко и с законодательной базой. Невозможность получить право на промвозврат без закрепления рыбоводного участка через аукцион лишает рыбоводные заводы стимула в принципе заниматься воспроизводством горбуши. Некоторые предприятия уже начинают сворачивать выпуск молоди либо переходят на кету, что не всегда возможно технологически. Дальнейшее сокращение объемов выпуска малька горбуши может усугубить ситуацию с дефицитом рыбы, но заниматься альтруизмом, неся расходы на воспроизводство и заявляясь на путину на общих основаниях, слишком дорогое удовольствие.
С другой стороны, есть шанс, что в законе все же появится норма о приоритетном праве на рыбоводный участок для действующих ЛРЗ. «Мы проделали большую совместную работу с Росрыболовством и Минсельхозом и все-таки смогли убедить Федеральную антимонопольную службу согласовать проект изменений в закон об аквакультуре. На наш взгляд, это справедливо. Рыборазводные заводы строились и работали в рамках существовавшей нормативной базы. Если государство ее изменило, почему они должны опять нести затраты и конкурировать с другими без гарантии, что они получат базовые водоемы?» – считает Андрей Коваленко. По его словам, законопроект должен быть внесен в Госдуму уже в ближайшее время.
Параллельно необходимо продолжать работу по усилению контроля за происхождением рыбопродукции, особенно при вывозе ее за пределы Сахалинской области. «Я считаю, что проблема здесь комплексная. Надо налаживать не только искусственное воспроизводство лосося, которым наши заводы успешно занимаются на протяжении многих лет. Нужно усиливать рыбоохрану и отслеживать, куда сдается браконьерская рыба и икра, кто ее скупает и каким образом вывозит в обход контролирующих органов и, прежде всего, Россельхознадзора? Это системная работа, которая в этом году уже кое-где принесла результаты, но надо понимать, что восстановительный процесс будет очень долгим», – отметил председатель совета директоров АЛРЗ.