Вы здесь

Модернизация высшего образования – шаг назад или путь в современность?

Лучшего периода для развития и совершенствования образовательной деятельности в российских рыбохозяйственных вузах еще не было, считает заместитель проректора по учебной и научной работе Дальрыбвтуза Игорь Ким.

 

«Уровень образованности населения – объективный маркер развития государства, но именно в плане подготовки современных кадров в нашей стране, к сожалению, наметилось значительное отставание. Наиболее отчетливо оно проявилось на рубеже веков. Поэтому уже почти два десятилетия в России идет процесс модернизации высшего образования в формате Болонского процесса: переход от подготовки специалистов к подготовке широко образованных бакалавров и профильных магистров в рамках компетентностного подхода», - констатировал заместитель проректора по учебной и научной работе ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз» Игорь Ким в статье для Fishnews.

 

До сих пор в профессорско-преподавательской среде (ППС) вузов еще бытует мнение, что происходящие изменения негативно влияют на высшую школу, отметил представитель дальневосточного университета. «Однако с нашей точки зрения, лучшего периода для развития и совершенствования образовательной деятельности еще не было», - заявил зам проректора. В первую очередь, отметил он, это огромный шанс для региональных вузов заявить о себе на федеральном уровне. Автор статьи подчеркнул, что утверждение справедливо и для высших учебных заведений, подведомственных Росрыболовству – Астраханского, Калининградского, Мурманского, Камчатского государственных технических университетов и Дальрыбвтуза.

 

«К сожалению, в России в подавляющем большинстве вузов студенты обучаются на технике и технологиях, не соответствующих запросам современной экономики, поскольку здесь реализуются стандартные программы обучения «конвейерного» типа. До сих пор наша система образования не способна отказаться от лекционно-семинарской системы и перейти к интерактивным методам обучения; эффективно распознать стили обучения, чтобы обратиться непосредственно к каждому студенту», - обратил внимание Игорь Ким.

 

По его мнению, в ближайшей перспективе развитие образования в региональных, в том числе и рыбохозяйственных вузах, должно идти в следующих направлениях:

 

- Подготовка региональных и общероссийских лидеров. «Согласно прогнозам американских ученых, в ближайшем будущем в компаниях на постоянной основе в течение полного рабочего дня будет задействовано меньшинство работоспособного населения. Как правило, это будут высококвалифицированные специалисты, которые способны выполнять управленческую работу, требующую специальных знаний и подготовки. Развитие данного направления в образовании подразумевает наличие в вузе фундаментальных образовательных технологий и проведение научно-инновационных исследований», - отметил зампроректора.

 

- Подготовка специалистов для работы в основных системах жизнеобеспечения региона. «Здесь будет работать основная часть трудоспособного населения, поэтому важно, чтобы среди выпускников были исследователи-аналитики, а не только хорошие исполнители. Данная категория будет включать в себя проектные группы, т.е. людей, объединенных для работы над отдельными проектами, часто на непродолжительное время, - считает Игорь Ким. - Процесс обучения будет неизбежно приближаться к реальным профессиональным задачам, в его основе окажутся практические проблемы или реальные задания, которые должны быть выполнены. Все это будет осуществляться группами, состоящими из людей разного возраста и различных способностей».

 

- Всеобщее образование граждан (в том числе неработающего населения). «Здесь должны быть учтены различные возрастные, социальные и национальные группы населения, - обратил внимание представитель Дальрыбвтуза. - Основную часть этого контингента следует научить рационально потреблять имеющиеся ресурсы и уметь пользоваться современными технологиями».

 

В этих условиях базовой задачей любого вуза является победить в конкуренции за внимание студента и сделать образование не формальным, отметил автор статьи. По его словам, занятия должны привлекать тем, чего нет в Интернете, а процесс обучения должен строиться на основе постоянных экспериментов. «Вузы обязаны сделать массовыми исследовательскую и проектную компетенции людей в разных сферах деятельности. Выпускник должен уметь решать задачи, не освоенные в вузе. Для этого важно видеть не просто направление развития образования, но и векторы развития общества и образа мышления человека», - подчеркнул Игорь Ким.

 

Полный текст читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте Fishnews.