Сейчас контрольно-надзорная деятельность в большей степени направлена не на предотвращение правонарушений, а на привлечение предпринимателей к ответственности и взыскание с них штрафов – отмечено в рекомендациях, принятых по итогам парламентских слушаний в Госдуме. Предложен ряд мер по доработке проекта КоАП.
В ближайшее время важно организовать на общефедеральном уровне системную работу по снижению административного давления на бизнес. Об этом говорится в рекомендациях, которые утвердил по итогам парламентских слушаний Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Обсуждения проходили 12 февраля и были посвящены первоочередным мерам Федерального Собрания, Правительства и ЦБ по обеспечению экономического роста.
Участники парламентских слушаний отметили, что на сегодняшний день в России насчитывается более 50 контрольно-надзорных органов, которые вправе проводить проверки в отношении субъектов предпринимательской деятельности. «И хотя формально количество проверок сокращается, де-факто муниципальные чиновники, а также должностные лица различных ГУПов и МУПов из года в год усиливают давление на бизнес. Кроме того, предпринимателей до сих пор прессингуют досудебными расследованиями и обысками, парализующими деятельность компаний», – говорится в рекомендациях.
Отдельно их авторы остановились на ситуации с подготовкой новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. Дальнейшее рассмотрение и принятие этого законопроекта следует осуществлять лишь после реформы в области регулирования государственного контроля и надзора, заявили участники слушаний. Отмечено, что в настоящее время институт контроля и надзора в большей степени направлен не на предотвращение административных правонарушений, а на привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности и взыскание с них штрафов. «В противном случае проект Кодекса, которым существенно ужесточается наказание для предпринимателей по сравнению с действующей редакцией КоАП, будет идти вразрез с проводимой государством политикой поддержки малого и среднего бизнеса и улучшения инвестиционного климата в стране», – сказано в рекомендациях.
Участники обсуждения считают необходимым отразить в новом кодексе ряд положений. Во-первых, расширить практику «первого предупреждения» при проверках малого и среднего бизнеса. Контролеры, обнаружив нарушения, не должны сразу штрафовать предпринимателей – нужно выносить предупреждение, а штрафные санкции применять, только если при повторной проверке выяснилось, что предписание в срок не исполнено.
Во-вторых, предлагается ввести дифференцированную шкалу административных штрафов, учитывающую не только уровень общественного вреда, но и категорию субъекта предпринимательской деятельности, совершившего правонарушение (т.е. установить разные суммы штрафов для представителей малого, среднего или крупного бизнеса).
В-третьих, предусмотреть возможность повышения порога для определения крупного и особо крупного размера по отдельным составам административных правонарушений.
В-четвертых, ввести для должностных лиц дисквалификацию (т.е. запрет занимать соответствующие должности в случае повторного совершения неправомерных действий по отношению к субъектам предпринимательской деятельности в течение года) за необоснованный отказ в выдаче согласований и разрешений, если такой отказ был оспорен в суде и судом было вынесено решение о неправомерности отказа.
В-пятых, установить административную ответственность (а в случае нанесения ущерба в крупном и особо крупном размере - уголовную) за организацию необоснованных проверок предпринимателей, блокирование счетов и списание денежных средств, возбуждение административных и уголовных дел, если в результате бизнесу был нанесен урон.
В-шестых, запретить правоохранительным органам проверки по анонимным сообщениям об административных правонарушениях.
Напомним, что проект нового КоАП группа депутатов внесла в Госдуму в декабре – в январе-феврале проходили встречи, на которых отдельно рассматривались главы важнейшего документа. Итоги проделанной работы на площадке ГД подвели 2 марта. Участники совещания концептуально поддержали принятие нового кодекса, в то же время был высказан целый ряд серьезных замечаний к проекту.