Чем ближе заседание президиума Госсовета, тем больше обсуждений вопросов рыбной отрасли. На этот раз своими данными и выводами решил поделиться ВЦИОМ.
Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты исследования на тему обновления рыбопромыслового флота, сообщает корреспондент Fishnews. Как рассказали в организации, для сбора данных решено было обратиться к капитанам крупнотоннажных судов – всего опросили 60 человек. В основном это дальневосточники, небольшая часть – капитаны с Северного бассейна, уточнили во ВЦИОМ. Также заявлено о результатах экспертных интервью с представителями рыбной промышленности, судостроения, федеральными чиновниками и «межотраслевыми экспертами в области рыболовства». Представитель центра Алексей Фирсов, презентуя результаты исследования на круглом столе в ИТАР-ТАСС, сообщил, что работа велась не только с капитанами, но и с другими членами экипажей, и хотя в отчете их мнение не приводится, «можно сказать, что позиция практически консолидированная».
Капитанов попросили оценить техническое состояние судна, на котором они трудятся. По данным опроса, 49% дало характеристику «среднее», 28% - «плохое», 13% - «хорошее», 8% - «очень плохое» и 2% - «отличное». При этом те капитаны, которые оценили состояние судна как среднее, при интервьюировании часто использовали негативные характеристики – и это, полагают в организации, настораживает. Здесь сыграл свою роль психологический фактор – некомфортно ходить на судне, которое ты сам считаешь плохим, отметил Алексей Фирсов.
Капитанов попросили оценить общее состояние российского рыбопромыслового флота. И здесь, по данным ВЦИОМ, выводы неутешительны: 78% заявили, что большая часть судов устарела, их надо заменить новыми, 17% сказали, что большинство судов в хорошем состоянии, но нуждаются в модернизации, а 2% - затруднились с ответом.
«Никто из опрошенных капитанов не отметил, что большинство судов в хорошем состоянии и с хорошими техническими возможностями», - подчеркнули в организации.
«Мы попросили нашу аудиторию оценить: как вы считаете, какой процент флота необходимо обновить в ближайшие пять лет. И мы видим, что только 10% капитанов считают, что заменить надо меньше половины – 20-35%. Для остальной аудитории актуальна замена флота на 50 или более процентов. Были и 100% высказывания», - привел еще одни результаты Алексей Фирсов.
Со ссылкой на данные Росрыболовства, ВЦИОМ заявил, что на Дальневосточном бассейне из 639 судов 80% - старше 20 лет, на Северном из 110 судов 20-летний рубеж преодолели 86%.
В исследовании также говорится о невозможности разместить всю номенклатуру нового оборудования на старых судах, проигрыше страны в плане развития глубокой переработки и максимально полного использования сырья. В презентации, которую распространил ВЦИОМ, приводится высказывание неназванного чиновника о том, что каждый год за борт выбрасывается около 1 млн. тонн продукции.
Ссылаясь на данные опроса капитанов, исследовательский центр делает вывод, что основной запрос – не на замену рыбопромыслового флота, а на его модернизацию.
Приводятся также данные опроса: зависит ли профессионализм команды от состояния судна. «Мы видим, что да, большинство считает, что новое судно предполагает более профессиональную команду. Крайне невысоко оценивается текущий кадровый состав – и экспертами, и представителями бизнеса», - прокомментировал Алексей Фирсов.
Во ВЦИОМ резюмировали, что перед рыбохозяйственным комплексом стоят риски истощения ресурсов флота, утраты рынка, кадрового дефицита и снижения безопасности мореплавания.
Исследовательский центр не обошел вопрос, где строить новый флот для отрасли. И подсчитал, что у постройки на российских верфях больше сторонников, чем у тех, кто считает, что лучше строить за рубежом (33% - на российских верфях, 24% - на иностранных, 43% - затруднились ответить).
«В среде рыбаков есть ожидание, что строить суда надо на российских верфях», - заявили в организации. Но признали, что в отношении отечественного судостроения в рыбацком сообществе «есть и некоторый скепсис».
В центре пришли к выводу, что, если не заниматься постройкой новых судов, Россия через 5 – 10 лет может остаться без своего рыболовного флота; производительность на отечественных судах в несколько раз меньше, чем на современных иностранных; большинство используемых судов невозможно оснастить всем необходимым оборудованием. И конечно, заявлено, что без государственных стимулов в обновлении рыбопромыслового флота не обойтись.
Заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук заявил, что результаты исследований ВЦИОМ соответствуют реалиям, и также заговорил о том, что нужна господдержка, а строительство судов на отечественных верфях – дело вполне возможное. «Почему в России? Во-первых, я считаю, что у нас есть для этого все возможности. Да, есть сложности с точки зрения поставок оборудования – оно пока по большей части зарубежное. Но если мы не начнем строить, не будет никакого оборудования», - сказал замглавы профильного ведомства. Говоря о перспективах отечественных верфей, Петр Савчук сослался на собственные впечатления от российских заводов: «Я своими глазами увидел и могу со всей ответственностью заявить, что наши судостроители могут строить корабли, причем не хуже европейского класса».
Как заявил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов, у бизнеса нет разногласий, что нужно обновлять флот, и, конечно, никто не возражает против содействия со стороны государства. В то же время, добавил руководитель АРПП, у рыбаков есть разногласия по поводу «квот господдержки». «Государство предлагает зарезервировать примерно 20% квот, для того, чтобы флот из новостроя был обеспечен ресурсами. И вот здесь лежит главная интрига», - заявил спикер. Он отметил, что в ассоциации некоторые члены - достаточно крупные предприятия - поддерживают такой механизм, но некоторые категорически против. «Учитывая, что ресурс государственный, наверное, государство и должно принять решение, на каких условиях будет строиться флот», - подытожил руководитель АРПП. Он напомнил: нужно не только ресурсное обеспечение, но и финансовая поддержка обновления флота, в том числе грамотная лизинговая политика.
Российский морской регистр судоходства оперирует понятиями: судно в годном техническом состоянии или нет, обратил внимание в своем выступлении гендиректор РМРС Константин Пальников. Если судно получило документы регистра, работает, значит, его посчитали технически годным. «Понятно, что даже возрастное судно можно поддерживать в рабочем состоянии, но с каждым годом это будет становиться все более и более накладным», - сказал руководитель классификационного общества. По мнению Константина Пальникова, это самый сильный аргумент для судовладельца в пользу модернизации или постройки новых судов.
Остроту вопроса обновления флота демонстрируют простые подсчеты, заявил управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. «Если верен тезис о том, что с 82-го по 87-й годы произошел основной пик строительства тех судов, на которых сейчас основана рыбная промышленность, и на сегодняшний момент судов старше 30 лет нет, то можно предположить, что до 2017 года у нас произойдет ровно та ситуация, которая произошла с судами, выпущенными до 1980 года. То есть их просто не будет», - сказал рыбопромышленник.
Продемонстрировать свою активность в решении вопросов обновления рыбацкого флота хочет не только Росрыболовство. Министерство по развитию Дальнего Востока завершает работу над проектом стимулирования рыбопромыслового судостроения на базе частных верфей в Приморском крае, сообщил представитель ведомства Александр Крутиков. Причем планируется задействовать опыт иностранных компаний: как отметил спикер, Минвостокразвития ведет переговоры с рядом зарубежных организаций, которые заинтересованы в локализации сборки соответствующего оборудования на Дальнем Востоке. По словам представителя министерства, обсуждаются и предложения по поставкам корпусов из стран АТР. «По сути задача наша и частных верфей – это осуществить сборку и дальнейшее обслуживание», - подчеркнул Александр Крутиков.
Презентация ВЦИОМ – в прикрепленном файле внизу страницы