Рыбаки просят решить проблему с транзитным переходом через анклав в центральной части Охотского моря. «Огибая этот «многоугольник», флот ежегодно теряет сотни судосуток промыслового времени, что в свою очередь сказывается на эффективности освоения ресурсов», – отмечает президент Ассоциации «Ярусный промысел» Михаил Зайцев.
Бег по кругу
В настоящее время для российских рыболовецких судов нет даже теоретической возможности транзитного пересечения центральной части Охотского моря без нарушения совместного приказа Росрыболовства и ФСБ России № 56/91 от 15 февраля 2010 г. «Об утверждении Порядка прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) и Системы контрольных пунктов (точек)».
«Проблема в том, что приказом определен порядок выхода и входа в экономзону РФ, согласно которому в обоих случаях судно должно пройти контрольную точку. Гипотетически судно может отметиться в контрольной точке в районе Сахалина или южной оконечности Камчатки, уведомить о выходе из экономзоны в районе центральной части Охотского моря и пересечь его, но для выхода из этого анклава тоже нужно пройти контрольную точку, а ее там нет. Получается парадоксальная ситуация, поскольку у судов нет даже теоретической возможности пройти таким путем без нарушения», – рассказал Fishnews президент Ассоциации «Ярусный промысел» Михаил Зайцев.
Участок в центральной части Охотского моря за пределами российской экономзоны представляет собой обширный район неправильной формы, наибольшая длина которого составляет 290 морских миль, а ширина в самой узкой части – 42 морских мили. Необходимость пересечения этого пространства у флота возникает регулярно, например при смене района промысла. Если судно находится в центральной части «многоугольника» со стороны Западной Камчатки и ему нужно проделать путь на восточную сторону этого анклава, то переход через север составит 306 морских миль, через юг – 360 миль, а напрямую, как уже было сказано, – всего 42 мили.
«В сентябре ярусолов «Командор», работая на Западной Камчатке – ближе к срединной части этого «многоугольника», перешел на Восточный Сахалин. Весь путь составил 253 морских мили и занял больше суток ходу. Если бы судно воспользовалось кратчайшим путем и совершило транзитный переход через анклав, то это расстояние не превысило бы 150 морских миль. Пустой пробег – около 100 морских миль, или порядка 10 часов, то есть фактически половина судосуток. Вместо того чтобы работать, судно шло в обход», – привел пример Михаил Зайцев.
Потери времени приводят к недолову
Такие случаи не редкость и во время масштабных путин. В частности, на промысле минтая суда, переходя, к примеру, с банки Лебедя на Западную Камчатку либо в обратном направлении, идут не напрямик, а вынуждены огибать этот район. На первый взгляд это небольшие потери, но в масштабах всего флота, работающего в течение года в Охотском море, они выливаются в сотни судосуток потерянного промыслового времени, что в свою очередь становится одной из причин недолова сырья.
«По приблизительным расчетам, в минтаевую экспедицию каждое судно может терять до 7 судосуток на огибание «многоугольника». Если учесть, что в разгар путины за промысловые сутки суда могут добывать и перерабатывать от 150 до 400 тонн минтая, это очень серьезное снижение эффективности работы рыбопромыслового флота», – отмечает президент АЯП.
На практике промысловые суда иногда пересекают многоугольник – с предсказуемым результатом. «В прошлом году был оштрафован ярусолов одной из наших компаний, который срезал угол – прошел кратчайшим путем, а через две недели получил протокол и штраф. Получается, ходите, только оплачивайте штрафы. Зачем это, в самом деле? Если капитан меняет район промысла, он идет на рыбу и в это время должен работать, не бегать по кругу. Возможность транзитного прохода должна быть, иначе это ведет к колоссальным потерям промыслового времени и расходам для рыбопромышленных компаний», – говорит Михаил Зайцев.
По его словам, при проработке вопроса по контрольным точкам с участием Погранслужбы и Росрыболовства этот момент, к сожалению, был упущен. Хотя решить проблему, по мнению экспертов, не составит труда, тем более что Охотское море признано внутренним морем Российской Федерации. Это можно сделать путем внесения дополнений к совместному приказу ФСБ и ФАР, например о введении дополнительных контрольных точек в северной, южной, восточной и западной оконечностях «многоугольника» (это уменьшит пустой пробег судов) или об уведомительном порядке транзитного прохода через этот район. В этом позицию ассоциации единогласно поддержали участники весенней сессии Дальневосточного научно-промыслового совета.