В рамках конференции «Регулирование рыбоводства: новации законодательства и практика применения» представители регулирующих органов, бизнеса и отраслевых ассоциаций обсудили проблемы, тормозящие развитие аквакультуры в регионах.
Директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза России Евгений Кац выступил с обзором актуальных вопросов в сфере товарного рыбоводства, с которыми на практике сталкивается бизнес. Таких, как образование русловых прудов на водотоках – в прудовом рыбоводстве, промвозврат и право собственности на объекты разведения – в пастбищной аквакультуре, или оформление рыбоводных хозяйств без предоставления рыбоводного участка.
Как сообщает корреспондент Fishnews, представитель Минсельхоза напомнил о программе субсидирования товарного рыбоводства и отдельно осетроводства, посетовав, что в прошлом году далеко не все субъекты федерации оказались к ней готовы. Он также подчеркнул важность племенной работы, ветеринарного обеспечения и научного сопровождения рыбоводных хозяйств. Отвечая на вопросы участников конференции, Евгений Кац уточнил, по каким источникам можно отслеживать изменения в нормативной базе в сфере аквакультуры, и озвучил позицию по возможности комплексного использования водоемов.
Начальник управления аквакультуры Росрыболовства Виктор Ашарин подробно остановился на процедурах формирования и утверждения границ рыбоводных участков и предоставления акваторий в пользование для нужд рыбоводства. Он предупредил, какие ограничения существуют при создании рыбоводных участков и на примере Крыма показал наиболее распространенные ошибки при определении их границ. «В требованиях нет ничего невыполнимого», – подытожил он, отметив, что многое зависит непосредственно от сотрудников теруправлений на местах.
Субъективные факторы действительно играют ключевую роль и далеко не всегда положительную, согласился председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Он указал, что региональные органы исполнительной власти нередко отказывают пользователям в формировании рыбоводных участков, ссылаясь на решения комиссий по определению границ и перекладывая на них всю ответственность. Между тем эти решения носят лишь рекомендательный характер.
Позиция представителей муниципальных образований или теруправлений федеральных органов нередко приводит к выдвижению дополнительных условий и претензий к заявке на участок, не предусмотренных законом или прямо ему противоречащих. Встречаются и факты открытого лоббирования членами комиссии интересов акваферм, незаинтересованных в появлении конкурентов.
О состоянии прудового рыбоводства и проблемах, характерных для предприятий этого направления, рассказала начальник управления аквакультуры и научного обеспечения Ассоциации «Росрыбхоз» Галина Павлович. По ее словам, отдельные законодательные коллизии серьезно затрудняют работу предприятий в регионах. Это касается и оформления некоторых категорий рыбоводных прудов в собственность или в аренду, и организации охоты и рыбалки на водоемах, занятых под аквакультуру, и использования лесного и водного фондов в производственной деятельности при организации прудовых хозяйств.
Оживленная дискуссия развернулась вокруг темы формирования в некоторых регионах рыбоводных участков на русловых прудах. Как полагают в Росрыбхозе, тем самым закладывается мина замедленного действия, которая рано или поздно сработает. Самые очевидные последствия – перевод таких водоемов из прудовой аквакультуры в пастбищную, со всеми распространяющимися на последнюю ограничениями. «Образование рыбоводных участков ставит под угрозу развитие прудового рыбоводства», – предостерегла Галина Павлович.
Большой интерес вызвал и доклад директора департамента обеспечения реализации инвестиционных проектов Минвостокразвития России Александра Крутикова, который представил законопроект об особенностях правового регулирования морской аквакультуры на Дальнем Востоке. Главная цель – обеспечить ускоренное развитие марикультуры и за десять лет довести площадь задействованных акваторий до 1 млн. га, а объем производства товарной продукции – до 1 млн. тонн.
Законопроект, в частности, предусматривает новый порядок формирования и предоставления рыбоводных участков, в том числе без проведения торгов, обязательное участие пользователей в саморегулируемой организации, необходимость рыбоводно-биологического обоснования, закрепление права собственности на объекты аквакультуры с момента зарыбления и на их защиту от посягательств, закрытый перечень оснований для принудительного расторжения договора пользования участком.
Активное обсуждение законопроекта уже началось. В Минвостокразвития планируют до 15 апреля внести его в правительство и в идеале – принять до конца года, чтобы новые условия вступили в силу уже с 2017 г. Александр Крутиков не исключил и возможности распространения этого режима на другие регионы. «На Дальнем Востоке мы, конечно, экспериментируем, но лучшие результаты могут быть распространены на всю страну», – отметил он.
В ходе конференции также были затронуты темы организации торгов на рыбоводные участки, сроков действия договоров с пользователями, допустимой мощности пресноводных хозяйств в густонаселенных районах, составления актов на зарыбление, предупреждения нарушения антимонопольного законодательства при распределении участков и т.д.