Участники круглого стола на конгрессе рыбаков обсудили возможности, которые свободный порт Владивосток открывает перед рыбодобытчиками, портовиками, перевозчиками. Для поддержки рыбацких предприятий-резидентов предусмотрены налоговые льготы почти на 3 млрд. рублей.
Бюджетные последствия
Директор департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края Александр Передня озвучил предложения по участию рыбодобывающих компаний в реализации закона о свободном порте (документ вступает в силу 12 октября).
«Мы предлагаем разрешить рыбакам любые инвестиционные проекты, включая и обновление флота», - заявил глава департамента. Он представил расчет по ведущим предприятиям рыбной отрасли края, налоговая отдача от которых составляет более 10% от стоимости товарной продукции, сообщает корреспондент Fishnews.
«Данные предприятия, став резидентами свободного порта, в течение 10 лет получат налоговую льготу в размере 2,9 млрд. рублей. Соответственно, и бюджет недосчитается этой суммы, - подчеркнул докладчик. - Но предприятия не просто получают льготу, они реализуют инвестиционные проекты. Развиваются и, как результат, увеличивают вылов и выпуск продукции, увеличивают налоговую базу и, соответственно, выплаты».
По словам Александра Передни, наблюдательный совет свободного порта может поставить одним из условий соглашение о повышении вылова на определенный процент в год на время реализации проекта или увеличении производства продукции.
«Для возврата потери бюджету необходимо, чтобы предприятия увеличивали вылов на 7% в год в течение 10 лет, фактически увеличив вылов почти в 2 раза, доведя его до 840 тысяч условных тонн. В результате через 12 лет они полностью возместят потери, увеличив выплаты в бюджеты и внебюджетные фонды на 1,4 млрд. рублей. То есть уже с 11-го года платежи составят порядка 3 млрд. рублей», - привел расчеты директор департамента.
Он добавил, что аналогичный результат можно получить, увеличив налоговую отдачу с условной тонны выловленного сырца за счет выпуска продукции большей стоимости и сокращения производственных затрат. «Это возможно при модернизации или обновлении промыслового флота, введения новых технологий, новых видов промысла и обработки улова. Так, для компенсации потерь бюджета предприятия в течение 10 лет должны увеличить уплату налогов на одну условную тонну на 93% – до 6,8 тыс. рублей», - рассказал Александр Передня.
Говоря о доступных ресурсах, он обратил внимание на возможность более полного освоения квот и возможного вылова, а также работы по межправу и в конвенционных зонах. Также докладчик отметил, что величина налогов для рыбохозяйственных предприятий края колеблется от 1,3 тыс. до 9,6 тыс. рублей на условную тонну.
Александр Передня обратил внимание, что представленная модель взаимоотношений государства и рыбака носит только оценочный характер и позволяет выработать оптимальный подход к установлению критериев отбора для резидентов от рыбной отрасли.
«Первая цифра, которая была приведена: сколько исчезнет из доходной части бюджета – она не вдохновляет», - прокомментировал выступление председатель Законодательного собрания края Виктор Горчаков.
Руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю Галина Колесникова согласилась, что сумма 2,9 млрд. бюджетных рублей «внушает опасения». В то же время руководитель структуры обратила внимание, что с развитием свободного порта Владивосток появятся дополнительные рабочие места, следовательно, увеличатся поступления в бюджет в виде налогов на доходы физических лиц. «Если действительно будет идти модернизация предприятий, значит, действительно будут уменьшаться затраты, значит, соответственно будут расти и отчисления», - добавила Галина Колесникова. Она высказала мнение, что затраты возместятся не через 10 лет, а гораздо раньше.
Владивосток предложили сделать международной торговой площадкой
Генеральный директор АО «Дальневосточный аукционный рыбный дом» (ДАРД) Сергей Лелюхин представил доклад о перспективах развития аукционной торговли уловами. Он напомнил, что ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» и ДАРД в 2014-2015 гг. предприняли конкретные меры, направленные на внедрение инновационных технологий в процесс реализации выловленных биоресурсов.
Сергей Лелюхин рассказал, что в мае 2014 г. была открыта электронная площадка для биржевой торговли, а с весны этого года стали проводить аукционы по продаже дальневосточной рыбы – их на сегодняшний день состоялось уже три.
«Как показал первый опыт, аукционная торговля создает реальные предпосылки для снижения цен на рыбопродукцию», - констатировал гендиректор ДАРД. По его словам, цены на аукционах оказались ниже рыночных. «Полагаем также, что электронные площадки по продаже водных биоресурсов могут быть использованы в целях закупки рыбопродукции для государственных и муниципальных нужд», - добавил докладчик.
Сергей Лелюхин обратил внимание, что за деятельностью аукционной площадки наблюдают не только в России, но и за рубежом, в частности бизнесмены из Китая и Японии. «Как бы мы ни хотели, но часть нашей рыбопродукции будет пока реализовываться за рубежом, потому что она не находит спроса на территории России. Свободный порт Владивосток открывает широчайшие перспективы для создания не просто аукционной или биржевой площадки, а именно для создания международной площадки для торговли водными биоресурсами», - подчеркнул генеральный директор ДАРД.
Свободный порт поможет купить дешевые рефконтейнеры
Директор Агентства «Рефперевозки» Ильдус Халиков, представляющий Ассоциацию операторов рефрижераторного подвижного состава, рассказал о проблемах в сфере перевозки рыбы. Он сообщил, что все эксплуатируемые в сети РЖД примерно 7 тыс. вагонов - постройки 1978-1993 гг., 95% из них отработали срок службы и эксплуатируются на условиях продления эксплуатации. Ильдус Халиков отметил, что в России на сегодня отсутствует комплекс сертификации и проверки технических свойств вагонов. «В 2017 году с учетом новых технических условий более 90% вагонов должно быть списано», - констатировал докладчик. По его словам, 2017 год является «критическим», везти рыбу будет не на чем.
«Ни ОАО «РЖД» с момента своего образования в 2003 году, ни созданная в 2006 году специализированная компания ОАО «Рефсервис» - 100% «дочка» РЖД – не вложили ни копейки в создание современных транспортных решений по перевозке продуктов питания. Фактически РЖД устранилась от решения задачи национальной продовольственной безопасности», - заявил директор Агентства «Рефперевозки».
Он отметил, что с 2001 г. начались перевозки рыбы рефрижераторными контейнерами. «На сегодняшний момент география поставок охватывает крупнейшие города России. С 2001 по декабрь 2011 года инвестиции частного бизнеса составили более 6 млрд. рублей», - сообщил Ильдус Халиков. Однако в 2011 году с подачи РЖД были пересмотрены железнодорожные тарифы. Произошло увеличение тарифной составляющей при перевозке в рефконтейнерах от 27 до 164% в зависимости от продукта, строить такие контейнеры стало невыгодно, констатировал докладчик.
По его словам, РЖД своим решением фактически убила развитие рефконтейнеров, альтернативы которым сегодня не существует.
Ильдус Халиков призвал обратиться от имени конгресса рыбаков к представителям дальневосточной железной дороги, чтобы они обеспечили более высокие скорости передвижения состава и исключили повышение тарифов в ближайшие четыре месяца. Также докладчик обратил внимание на необходимость соблюдения и тщательного контроля условий перевозки рыбы и рыбной продукции, в частности соблюдения температурного режима.
На вопрос Александра Передни о желаемых преференциях директор агентства ответил, что свободный порт дает возможность закупать рефконтейнеры в Китае (в России они не производятся) по сниженной стоимости, так как 30% от цены контейнера составляют таможенные платежи.
Причалам предложили 70-летнюю аренду
Руководитель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов говорил о развитии портовой инфраструктуры. Он констатировал, что поручение, которое дал президентВладимир Путин, – разработать механизм передачи гидротехнических сооружений в долгосрочную аренду – до сих пор не выполнено.
«Это смешно – рассматривать вопросы свободного порта, не решив того, с чего порт начинается. Порт начинается с причала», - подчеркнул глава АРПП. Он напомнил, что в соответствии с законом о портах гидротехнические сооружения могут сдаваться на 49 лет. «Я предлагаю пойти дальше. Закон о свободном порте будет действовать в течение 70 лет. Давайте внесем в резолюцию конгресса, что для портовых предприятий Владивостока гидротехнические сооружения передаются на 70 лет», - предложил докладчик.
Он посоветовал обнулить для резидентов свободного порта ставку НДС, чтобы увеличить поставки рыбопродукции на российский берег, а также избавить такие предприятия от платы за ресурсы.
«Когда мы заключим договоры аренды на 70 лет, то надо освободить портовые предприятия от оплаты аренды за причалы. Пусть они пустят эти деньги на текущий ремонт, на капитальный ремонт и на развитие портовой инфраструктуры», - озвучил следующее предложение Георгий Мартынов. По его словам, без этих «понятных ходов» никакого свободного порта не будет.
Александр Передня высказал мнение, что вопрос решится даже раньше, чем пройдет заседание президиума профильного Госсовета.
Резолюцию дополнят поправками
Подводя итоги круглого стола, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверевконстатировал, что накопилось значительное количество дополнений в резолюцию конгресса. «Специальная редакционная группа соберет все предложения. Продлим время для подготовки итоговой резолюции и дедлайном назначим понедельник 31 августа», - резюмировал глава АДМ. Утвержденный документ будет направлен всем участникам форума, его материалы представят на Восточном экономическом форуме и заседании президиума Госсовета по рыбному хозяйству.