Заключение договоров на получение «инвестиционных квот» до реализации проектов ухудшит предпринимательский климат в отрасли и создаст условия для нарушений при распределении ресурсов, считает комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре.
В Государственно-правовое управление президента направил обращение глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Он просит учесть предложения комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре к поправкам в закон о рыболовстве, разработанным Минсельхозом, сообщает корреспондент Fishnews.
По мнению экспертов комиссии, в законопроекте по-прежнему отсутствуют правовые нормы прямого действия, раскрывающие основные элементы механизма распределения 20% квоты вылова на инвестиционные цели (закупку новых промысловых судов российской постройки и строительство объектов рыбопереработки). Кроме того, в предложенных изменениях в закон о рыболовстве «содержатся нормы, существенно ухудшающие предпринимательский климат в рыбной отрасли и создающие возможности для существенных нарушений при распределении водных биоресурсов».
Эксперты комиссии РСПП, в частности, обращают внимание на то, что в соответствии с пунктом 5 статьи 31 законопроекта квоты на инвестиционные цели распределяется путем заключения договоров, предусмотренных статьей 33.7 законопроекта, т.е. до реализации инвестиционного проекта. «Соответственно, «инвестиционная квота» распределяется, а остальные виды квот сокращаются до введения в строй рыбопромыслового судна или рыбоперерабатывающего предприятия», – констатирует комиссия РСПП.
Также, обращает внимание комиссия, в соответствии со статьей 33.7 устанавливаются особые условия реализации инвестпроекта, которые зависят от лиц, не являющихся сторонами договора о закреплении доли квоты. Таким образом, право пользователя на добычу ВБР оказывается в зависимости от иных юридических лиц, что создает инвестиционные риски.
Кроме того, комиссия РСПП отмечает, что в законопроекте нет указаний на юридическую форму самой процедуры распределения «инвестквоты», однако в статье 33.7 предусмотрена возможность использования как процедуры инвестиционного контракта, так и аукциона. В результате возникает высокий уровень неопределенности для предприятий.
Четкие правовые нормы, составляющие в совокупности механизм распределения «инвестиционных квот», отсутствуют и в статье 11.1 законопроекта.
«В соответствии с законопроектом, предприятия, которые имеют наиболее изношенный рыбопромысловый флот и которые осуществляли наименьший объем инвестиций в предыдущие годы, окажутся в наибольшем выигрыше», – делают вывод в комиссии РСПП. Кроме того, и государство не получит надежных гарантий использования природного ресурса, который будет предоставляться авансом, отмечается в письме.
Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре предлагает при подготовке законопроекта ко второму чтению в Госдуме внести в документ правовые нормы прямого действия, исключающие предоставление водных биоресурсов на инвестиционные цели в форме аванса до введения в строй рыбопромыслового судна или рыбоперерабатывающего предприятия и возникающее по этой причине сокращение общего объема квот промышленного и прибрежного рыболовства для пользователей ВБР.