Вы здесь

Рыба с колес

На заседании президиума Госсовета в центре дискуссии оказались вопросы доставки рыбы с Дальнего Востока. Одной из ключевых тем стало субсидирование железнодорожных тарифов и расширение рефконтейнерных перевозок.

 

Дороже, чем китайские ботинки

 

Предложение о субсидировании железнодорожных тарифов на заседании президиума Госсовета выдвинул руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев (ведомству с недавних пор переданы полномочия и по регулированию тарифов). «Мы никогда не получим рыбу дешевого сегмента в Москве и в других регионах основного потребления, если мы не будем субсидировать железнодорожный тариф», – заявил руководитель ФАС.

 

Как сообщает корреспондент Fishnews, у антимонопольной службы нашлась и оригинальная точка зрения на «квоты господдержки». В ведомстве полагают, что за счет квот можно не только возводить береговые рыбоперерабатывающие предприятия и строить пароходы, но и заказывать рефрижераторы, «чтобы создать, наконец, альтернативу монопольной структуре «Рефсервиса».

 

Подробно раскрыть тему рефконтейнерных перевозок постарался министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Он сделал акцент на неудовлетворительном состоянии парка рефрижераторных вагонов – «в 2017 г. более 90% вагонного парка должно быть списано: эксплуатируется около 7 тыс. вагонов, построенных еще 30 лет назад».

 

Старый подвижной состав не в состоянии обеспечить соблюдение технологических требований к перевозкам рыбы и поддерживать требуемые температуры на всем пути до Москвы. Значит, необходимо развивать перевозки рефрижераторными контейнерами, озвучил вывод глава Минсельхоза.

 

«Основной вопрос сейчас – выравнивание тарифа между перевозками в рефрижераторных и универсальных контейнерах, – рассказал министр президенту. – Китайские ботинки везут в три раза дешевле, чем отечественную рыбу с Дальнего Востока. По факту мы за счет рыбы и продовольствия дотируем универсальные перевозки».

 

«Чилийский сибас поставляется в Российскую Федерацию рефконтейнерами. Посмотрите по расстоянию, где Чили и где Дальний Восток. Это условное название – Дальний Восток. Он в три раза ближе, чем Чили! Тем не менее сибас захватил наш рынок, и направо-налево продается. Так, может быть, пора все-таки теми же рефконтейнерами, по идее, это дешевле будет, возить с Дальнего Востока, а не из Чили», – поддержал позицию Минсельхоза руководитель администрации президента Сергей Иванов.

 

«От рефрижераторов нужно уходить, потому что это крайне непродуктивно», – согласился глава Минпромторга Денис Мантуров. Он заявил о готовности российских заводов с первого квартала 2017 г. начать поставки рефрижераторных контейнеров, причем по ценам почти на 25% ниже, чем у иностранных поставщиков.

 

У Минтранса нет проблем ни с ценой, ни с рефсекциями

 

Министр транспорта Максим Соколов назвал мифами как нехватку мощностей для транспортировки рыбы, так и влияние транспортной составляющей на конечную цену рыбной продукции. Руководитель ведомства согласился, что рефсекции устарели практически на 90% и «в ближайшие три-четыре года в силу технических регламентов перестанут ходить», но решением может стать переход на рефконтейнеры.

 

«Такая возможность имеется. Есть и частные операторы, и перевозчики, и крупные, и в том числе иностранные компании, китайцы, то есть проблем с поставкой рефконтейнеров нет», – отрапортовал глава Минтранса. Он подчеркнул, что дефицит вагонов в период путины – абсолютно надуманная проблема, поскольку «в портах скапливается на порядок больше вагонов, и рефконтейнеров, и рефсекций, нежели чем оттуда заказывается перевозчиками и вывозится».

 

«Средняя цена доставки с Дальнего Востока до Москвы железнодорожным транспортом, это касается и рефсекций, и рефконтейнеров, составляет ориентировочно 8,5 рубля на 1 кг рыбы. Это менее 4% в ее стоимости, – заверил Максим Соколов участников заседания. – Железнодорожный тариф не имеет существенного значения в окончательной цене рыбной продукции в опте и тем более в рознице».

 

Помощник президента Андрей Белоусов, опираясь на доклад рабочей группы, привел несколько иные цифры. «Средняя цена рыбы в производстве 52 рубля за килограмм, стоимость всех транспортно-логистических затрат с Дальнего Востока до центра порядка 11 рублей за килограмм», – уточнил он, добавив, что в любом случае эти расходы составляют менее 10% от конечной розничной цены.

 

Отвечая на прямой вопрос президента о разнице в тарифах на перевозку рыбы и китайского ширпотреба, руководитель Минтранса сослался на скидку для маршрутных поездов, «которые быстро, без остановок идут через всю страну по Транссибу, показывая в том числе, насколько эффективно использовать наш коридор, китайцам в том числе, для транспортировки наших грузов».

 

В свою очередь Владимир Путин предложил Минтрансу вместе с ФАС разобраться с этим вопросом. «Если говорить о приоритетах, то рыбная продукция – это так же, как и другие продукты питания, конечно, более приоритетные, чем ширпотреб», – напомнил президент. Кроме того, антимонопольной службе вновь поручили выяснить, откуда берется разница в цене между продукцией в рознице и затратами производителей

 

Кто ускорит рыбу

 

В рамках заседания не раз звучали пожелания к транспортникам ускорить сроки доставки рыбы. «Железнодорожники могли бы (могу подсказать, как) обеспечить все-таки достаточно быстрый перегон сюда этой рыбы, потому что сегодня, бывает, от нескольких суток до месяцев рыба в рефрижераторах стоит, потому что по узким местам она остается и приходит поздно, с большим опозданием», – поторопил коллег Игорь Артемьев.

 

В Минсельхозе считают оптимальным, если рыба будет добираться до Москвы за неделю. «Мы должны везти рыбу с Дальнего Востока не двадцать суток, а семь, как едут универсальные поезда. Это в три раза ускорит обороты – значит, и качество; значит, и Европу мы достанем», – уверен Александр Ткачев. Он попросил президента поддержать министерство в этих вопросах, поскольку «выравнивание тарифов и сокращение времени доставки грузов поможет решить проблему развития логистики на рыбном рынке».

 

Fishnews