Вы здесь

Смогут ли договориться власть и бизнес?

В Москве состоялась конференция «Регуляторная политика в России: эффективность бизнеса как отражение качества работы власти». Ее участники обсудили тенденции в регулировании предпринимательства, изменения в системе госконтроля и эффективность механизма ОРВ.

 

Непрозрачная открытость

 

Организаторами мероприятия выступили Российский союз промышленников и предпринимателей и Министерство экономического развития РФ, сообщает корреспондент Fishnews. Открывая конференцию, президент РСПП Александр Шохин отметил, что за последние годы у бизнеса появилось много возможностей участвовать в совершенствовании законодательства на самых разных площадках – Открытого правительства, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, публичных консультаций, экспертиз, «нулевых чтений» и т.д. Активно функционирует институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.

 

Несмотря на это, говорить о полноценном диалоге бизнеса и власти пока нельзя. Как указал статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Олег Фомичев, «перебор институтов открытости» не привел к прозрачности нормотворческой работы. «Форматов публичного обсуждения стало настолько много, что это создает ощущение спама, белого шума, когда есть видимость того, что государство очень открыто, притом что ключевые решения все равно принимаются в таком режиме, который никакой открытости на самом деле не подразумевает», – заявил представитель министерства.

 

По словам Олега Фомичева, неэффективность государственного регулирования – это «подводная часть айсберга», которая стоит за большинством факторов, отвечающих за торможение в экономике, и постоянно генерирует издержки. «Еще два года назад мы озвучивали цифру – 789 млрд. рублей ежегодно по нижней границе от соблюдения чисто формальных, а не субстантивных требований. Просто на заполнение разного рода форм отчетности – так называемые информационные издержки», – охарактеризовал заместитель министра ущерб для бизнеса, напомнив, что экономический рост и приток инвестиций остановились еще до введения санкций.

 

Другой важный вопрос – это внутренняя эффективность самого государства, которая тоже далека от идеала. В результате конкретные проекты и решения могут быть реализованы только при наличии мощной политической воли и прямом контроле со стороны, к примеру, администрации президента.

 

Законодательный шторм

 

Одним из основных факторов, ухудшающих деловую среду, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Талия Хабриева назвала нестабильность законодательства. Депутаты Госдумы последнего созыва уже успели принять свыше 1,7 тыс. законов, но еще хуже постоянные поправки. «За этот год стало еще больше изменений в действующие законы, вот это пугает. Это не очень хорошо, потому что изменения вносят даже в законы, которые еще не вступили в законную силу, – отметила эксперт. – Произошла правовая дефляция: актов много, изменений много, статус некоторых актов не определен».

 

Гонка за количеством принятых законов отрицательно сказывается на их качестве. «Важнейшие преобразования в экономике, в бизнесе, устремленные в будущее, натыкаются на то, что очень мало времени на них отводится», – указал директор департамента оценки регулирующего воздействия (ОРВ) Минэкономразвития Вадим Живулин. В ведомствах элементарно не хватает сотрудников для тщательной проработки проектов и перед ними встает дилемма – выпустить документ или получить результат, и второй вариант выбирают гораздо реже.

 

Талия Хабриева также обратила внимание на растущее число видов разрешений, которые необходимо получать предприятиям. «Самое неприятное, что одни и те же формы разрешений получают различное юридическое содержание, – это очень плохо. И напротив, разные формы разрешений практически идентичны. Ситуация ненормальная», – считает она. О необходимости унификации разрешительных процедур говорилось еще в послании президента Федеральному Собранию двухлетней давности, но проблема с мертвой точки так и не сдвинулась.

 

Риски инвентаризации

 

К трудностям, с которыми ежедневно сталкивается бизнес-сообщество, Олег Фомичев отнес и избыточность обязательных требований. По словам заместителя министра, любые происшествия, аварии или техногенные катастрофы приводят не к выводам в работе органов государственной власти, а к возложению дополнительных издержек на бизнес в части повышения требований к безопасности, материально-техническому обеспечению, к подготовке специалистов, их обязательной аттестации и т.д.

 

По мнению замглавы Минэкономразвития, инвентаризация и пересмотр обязательных требований по сферам деятельности – это касается промышленной безопасности, природоохранных требований, ветеринарно-санитарных требований – назрели давно. Не первый год ведутся разговоры и о переходе к риск-ориентированной модели контроля. Существует даже соответствующий законопроект, но его разработчики сразу предсказывают документу сложную судьбу.

 

В пользу риск-ориентированного подхода на конференции высказался и помощник президента Андрей Белоусов. «Сегодня возникают ситуации, с которыми мы не можем мириться. Например, Россельхознадзор, который у нас стоит на границе и должен отправлять в лаборатории 100% выловленной рыбы, которая поступает на российский берег. А мощности лабораторий для анализа этой рыбы составляют от силы 5%. Понятно, что Россельхознадзор должен выбирать, какую рыбу куда направить. Это пространство для коррупции совершенно невообразимых размеров. То же касается и другой продукции», – заявил Андрей Белоусов.

 

Он напомнил, что впереди парламентские, а затем и президентские выборы, – не самое подходящее время для масштабных реформ. «У нас осталось полгода, чтобы довести до ума нормативную базу», – озвучил помощник президента ближайшие планы, при этом уточнив, что радикальных мер по изменению структуры контрольно-надзорных органов не последует. Вместо этого правительственная комиссия по административной реформе в шестимесячный срок проведет инвентаризацию избыточных и дублирующих функций контрольных и надзорных органов с целью отмены таких полномочий.

 

Кроме того, изменения ожидаются по двум направлениям. «Самая мощная группа – это группа мер и действий, связанных с регуляторикой вертикального цикла. Впервые мы собираемся ввести беспрецедентные меры для поддержки импортозамещения», – пообещал Андрей Белоусов. Сюда же относится возможность обнуления налога на прибыль и поддержка экспортеров путем создания Российского экспортного центра.

 

Горизонтальные меры выразятся в создании при Правительстве площадки, «которая могла бы на системной основе заниматься анализом правоприменения, взаимодействуя при этом с бизнесом». Планируется, что ее возглавит вице-премьер Игорь Шувалов.

 

С тем, что нужно менять концепцию отношений и в целом надзорным органам отойти от репрессивной политики, согласен и президент «Опоры России» Александр Калинин. «Концептуально нужно менять подходы в некоторых вопросах, прежде всего в органах контроля и надзора. Органы контроля должны быть консультантами, а не сборщиками податей», – полагает руководитель объединения.

 

Рыба ищет, где свободнее

 

Говоря о практическом применении механизмов оценки регулирующего воздействия, член правления РСПП, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев отметил, что благодаря разработанным Минэкономразвития методикам удалось сделать многое.

 

«Мы детально проанализировали ситуацию с Россельхознадзором. В прошлом году служба досмотрела 3,7 млн. тонн рыбопродукции. Удивительно, но всего было произведено 2,2 млн. тонн. Получается, каждую партию досматривали несколько раз», – описал докладчик схему работы ведомства.

 

Столь пристальное внимание со стороны госоргана обошлось рыбакам в 5,6 млрд. рублей – эта цифра фигурирует в докладе Контрольного управления президента РФ. Но в результате рыбацкому сообществу удалось добиться выхода нескольких поручений, которые могут полностью изменить систему ветеринарного контроля в рыбной отрасли.

 

«Коллеги из департамента ОРВ сейчас работают над пакетом документов: проектом постановления Правительства и шестью приказами Минсельхоза. Им очень сложно, потому что особенность этих шести документов в том, что они связаны между собой, и стоит вирусу попасть хотя бы в один из этих документов, «правовая эпизоотия» заразит сразу же весь этот пакет, и система не изменится», – выразил опасения президент АДМ.

 

Но активностью Россельхознадзора административные барьеры не исчерпываются. Если раньше рыбную отрасль плотно контролировали шесть ведомств, то теперь к ним присоединилось седьмое, и весьма деятельное. «Ирония судьбы: 12 октября вступил в силу закон о свободном порте Владивосток, а 14 октября Росграница утвердила приказ, которым ввела разрешительный порядок доступа на территорию рыбных терминалов свободного порта Владивосток. До этого ежедневно 60 грузовиков заезжали в рыбный порт, чтобы разгружаться и брать рыбу, после издания приказа –только шесть», – привел пример Герман Зверев.

 

По его словам, конкуренция регуляторов и регулятивный пресс на отрасль приводит к потерям 7-8% отраслевой выручки – 10-11 млрд. рублей. Стоит добавить эти расходы к налоговой нагрузке на рыбное хозяйство, и картина складывается совсем невеселая.

 

«Если государство не руководствуется принципами создания комфортных условий для развития субъектов экономической деятельности и разумности в части формирования политики регулирования экономики, то никакие инструменты, никакие площадки и никакой диалог не способен компенсировать эту неразумность поведения регулятора», – резюмировал итоги дискуссии председатель правления Национальной ассоциации агентств инвестиции и развития Сергей Беляков. С другой стороны, если государство заинтересовано в диалоге с бизнесом и грамотной экспертизе на этапе формирования правового поля, новые площадки и инструменты могут и не понадобиться.

 

Fishnews