Вы здесь

Сорока воровка кашу варила...

Трудно забыть то заседание президиума Госсовета России 19 октября 2015 года, на котором Президентом России было поручено правительству внести изменения в действующую систему налогообложения рыбохозяйственного комплекса. В частности необходимо срочно и поголовно, за малым исключением, установить ставку сбора за пользование водными биологическими ресурсами в размере 100% и изобрести механизмы индексации ставки сбора для предприятий, вывозящих продукцию на экспорт соломой.

 

…Этому дала, этому дала… и этому дала

 

И, как следствие этого поручения, в Государственную Думу был отгружен соответствующий законопроект с внесением изменений в определённую статью, которая уже могла и дать, и ещё раз дать, и…вообще…дать! Но не просто дать, а с условием, что у тебя своя, родная, отечественной сборки ложка полностью твоя Ну, или на худой конец, ты - опытный её пользователь на условиях финансового лизинга и владеешь приёмами первичного пережевывания (ППП) каши - сырца перед отправкой её за бугор. И, вот, получи право на льготную ставку сбора за пользование народными ресурсами в объёме 15 процентов!

 

Який гарный хлопец вышел…или спасибо хохлам

 

Согласно расчётам Росрыболовства, которое даже справку с шикарным анализом представило на заседании Правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса 28 апреля 2016 года, можно увеличить платеж в бюджет аж на 7,2 млрд. рублей при отмене части налоговых льгот.

 

Свежий анализ производил впечатление слегка подтухшей возможности изъятия этой суммы (7,2 млрд. руб.) без значительного ухудшения финансового положения рыбохозяйственной отрасли, но… Но вот что получается, оборот, или правильно сказать - стоимость продукции отгруженной на реализацию, в 2015 году вырос на 98 млрд. руб. по сравнению с 2014 годом и на 68 млрд. руб. увеличилась сальдированная прибыль! Но, опять же но, или ещё раз спасибо хохлам! Если мы наложим данные из свежего анализа Росрыболовства на график изменения курса рубля за исследуемые периоды, то увидим истинную причину прироста оборота и прибыли при незначительном изменении объёмов вылова и производства продукции!

 

Получается, что:

 

в 2011 году - оборот по виду деятельности 127,9 млрд. руб. курс - 29,3 руб;
в 2012 году - оборот по виду деятельности 135,7 млрд. руб. курс - 31,0 руб;
в 2013 году - оборот по виду деятельности 138,1 млрд. руб. курс - 31,7 руб;
в 2014 году - оборот по виду деятельности 169,8 млрд. руб. курс - 37,9 руб;
в 2015 году - оборот по виду деятельности 268,9 млрд. руб. курс - 60,0 руб.

 

Расчёты в рамках данного исследования выводят нас на снижение показателей платежей за ресурсы, в обороте рыбохозяйственного комплекса, с 1,36 % в 2011 году до 0,69% в 2015 году, что и требовалось доказать!

 

Значительный резонанс вызвали среди рыбаков прошедшие 02 марта текущего года в Общественной Палате РФ "нулевые чтения" проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов…" и парламентские слушания на тему "Законодательное обеспечение реализации поручений Президента Российской Федерации, направленных на развитие отечественного рыбохозяйственного комплекса", которые 19 мая 2016 года провёл Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
Два мероприятия, посвящённых отечественному рыболовству, показали очередное стремление Росрыболовства иже с ним об изменении самой сути существующего ФЗ № 166 от 20 декабря 2004г, а не к его совершенствованию, как с точки зрения налогообложения, так и повышения эффективности использования ВБР.

 

Отсутствие же в аппарате Росрыболовства профильных специалистов незамедлительно сказывается как на качестве современного регулирования рыбохозяйственной отраслью, так и провалах, в части объективной оценки выдвигаемых изменений, полностью противоречащих самой природе закона, а именно - рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов.

 

А без адекватного понимания и оценки современного состояния основных промысловых видов рыб и нагрузки на них, как с законодательной точки зрения, так и промысла, который оставляет желать лучшего, можно бесконечно долго обсуждать различные налоговые схемы и совершенствование модели распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, так и не приблизившись к правильному выводу, смиренно приняв спущенное "мнение сверху".

 

Во всех моделях реанимации отечественного рыболовства упускается главный его компонент - состояние ресурса, а не сам ресурс, который все пытаются поделить и куда - то перераспределить, даже не удосужившись поинтересоваться здоровьем этого самого водного биологического ресурса, благополучие которого и сохранность, экологически выверенный ритм его изъятия и будут теми залоговыми составляющими, гарантирующими и солидные налоговые отчисления, состоятельность квот и долгосрочность эксплуатации промыслового ресурса.

 

А всего этого невозможно достичь без полнокровного функционирования отраслевой науки, без достойного обеспечения научно исследовательских экспедиций по изучению сырьевых ресурсов Мирового океана, способствующих наращиванию ключевого вклада отечественного рыболовства в продовольственную безопасность и экономический рост России.

 

Цель нулевого чтения заключается не только в том, чтобы выяснить, насколько подготовленные законопроекты соответствуют целям, стоящим перед рыбной отраслью, но и предложить решения, которые обеспечат достижения сформулированных Президентом России целей.

 

Трудно не согласиться с тем, что все поручения В. Путина по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса направлены на его динамичное развитие и совершенствование, требующее не только обеспечение научным и современным высокотехнологичным потенциалом, но и вразумительное законодательное сопровождение.

 

И если дальше следовать логике Владимира Путина, то мы не можем не отметить, что выделение инвестиционных квот (20%) на закупку новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов береговой переработки, целесообразнее планировать из объёма видов рыб, которые не включены в традиционный (исторический) оборот, а предоставить для изъятия недобираемый Россией ресурс Мирового океана. (Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. за № 1926-р утверждена Стратегия развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу).

 

А любые изменения в статьи Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка применения налоговых режимов и взимания сборов в сфере оборота водных биологических ресурсов, должны, в первую очередь, соответствовать научным заключениям о состоянии традиционных промысловых объектов и их возможности выдержать вводимые налоговые нагрузки, без ущерба для современных ОПФ отрасли и сырьевой базы России.

 

Для того же, чтобы всё это достойно функционировало необходимо отменить специальное постановление Правительства РФ за №291 от 13 ноября 2009 года, которое регламентирует добычу рыбы "в научно-исследовательских и контрольных целях" и которое обязывает водные биоресурсы "возвращать" в среду обитания после проведения научных работ, а если физическое состояние таких водных биоресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания, они подлежат уничтожению.

 

(После введения указанного ограничения осуществлять научно-исследовательские работы, особенно в конвенционных районах и зонах иностранных государств, выполняя решения международных соглашений, стало практически невозможно).

 

Необходимо отметить, что для достижения сформулированных Президентом России целей, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса России, необходимо всего-навсего существование этого самого закона, существование работоспособных и прозрачных коммуникаций исполнительного аппарата, профессиональных и ответственных исполнителей, понимающих не только назначение закона, но и ответственность перед ним за неисполнение поручений Президента России.

 

Виктор Кирочкини
Заместитель председателя Подкомитета ТПП РФ
по развитию рыбохозяйственного комплекса России
Почётный работник рыбного хозяйства России

Рыба Камчатского края