ОСК готова строить рыболовецкий флот, но предпочла бы серийность – если не самих судов, то хотя бы оборудования и комплектующих. В противном случае говорить о локализации производства вряд ли будет возможно, предупредил президент корпорации Алексей Рахманов.
Серийность – ключ к локализации
Вопросы строительства рыбопромыслового флота с учетом перспективы выделения квот на инвестиционные цели обсуждались на встрече рыбопромышленников с президентом АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексеем Рахмановым, которая прошла в павильоне «Русский рыбный дом» на площадке ПМЭФ. Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков сразу поинтересовался, рассматривает ли ОСК возможность приобретения нескольких проектов, на основе которых можно было бы предлагать рыбакам серии судов.
«Мы понимаем, что если каждый рыбак пойдет со своим проектом, будет дороже. А если делать за государственный счет, мы потратим время и не сможем начать реализовывать задачу, начиная с 2017 года», – пояснил глава рыбного ведомства.
Как сообщает корреспондент Fishnews, представитель ОСК выразил готовность купить проекты, если их будет ограниченное число. По его словам, при условии серийного строительства такой подход будет выгоден и исполнителю, и заказчику, но для этого обязательно нужно договориться об унификации проектов.
«Каждый раз, когда мы начинаем строить много головных судов в количестве одной штуки на проект, в которых мы позволяем резвиться клиенту, включать изменения в спецификацию строящегося объекта вплоть до момента его сдачи, это всегда заканчивается катастрофой, – отметил Алексей Рахманов. – В этом смысле длинные серии – это не только хорошая цена для вас, поскольку я смогу комплектоваться оптом у поставщиков оборудования, это вдобавок ко всему избежание любых ошибок при строительстве».
Гендиректор ГК «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный выразил сомнение в том, что рыбаки смогут договориться о проектах для длинных серий, предложив начать с коротких цепочек – по три-четыре парохода. «Три-четыре в серии теоретически, может быть, – нехотя согласился президент судостроительной корпорации. – Но если этих пароходов будет десять, я цену вам дам лучше, чем на четыре, а вы дальше решайте. При этом еще раз говорю, я готов с каждым из вас работать с открытой себестоимостью».
Он предложил договориться, если не о типоразмере, то хотя бы о «начинке» проектов – энергетических установках, морозильном оборудовании, рыбофабриках. «Чтобы я мог, опять же, контрактовать большие объемы не одинаковых, но похожих изделий, по-разному специфицированных по ограниченному числу заказчиков. Сформируем фиксированный мейкерс-лист, мне будет проще, а вам будет дешевле», – убеждал рыбаков Алексей Рахманов.
По его словам, зарубежные поставщики оборудования готовы прийти и развернуть свое производство на российской территории, все упирается только в объемы. «Под маленькие объемы, дробленные на 12-14 производителей, никто в Россию с локализацией не придет», – отрезал глава ОСК.
«Нашей работы в рыболовецких судах при нынешнем раскладе 30%, из которых 12% – это работа, 15% – это железо и корпусные изделия, все остальное – это «начинка». Таким образом, чем больше мы втащим сюда локального контента, тем лучше, – подчеркнул Алексей Рахманов. – Если мы будем говорить о том, что строим на российских верфях, а локальный контент не превышает 30%, нам скажут, какие же это российские суда».
Льготы и производственные мощности
«Вопрос, который много раз нам задавали: можете ли вы построить все суда, которые нужны рыболовецкому сообществу. Ответ: мы, конечно, можем, но не сразу», – признал Алексей Рахманов. По его оценке, на принадлежащих корпорации верфях в год можно строить около 15-20 рыбопромысловых судов различных размерений в разных комбинациях.
«Хотелось бы понимать, каким образом планируется регулировать тот, как я надеюсь, огромный вал заказов с точки зрения специализации», – проявил беспокойство за судьбу крупнотоннажных траулеров гендиректор ООО «Русская рыбопромышленная компания» Андрей Тетеркин.
По словам президента ОСК, большие суда длиной около 100 метров можно строить на трех площадках на северо-западе – это Выборг, «Северная верфь» и «Янтарь». Запасной вариант – принадлежащая корпорации судоверфь в Хельсинки.
«В течение этого года мы закончим разработку концепции распределенной верфи. У нас будет отработана технология передачи секций и блоков по воде с верфи на верфь. Таким образом, мы просто будем балансировать объем производства корпусных изделий металлических секций на разных верфях и соответственно уже выбирать после этого верфь-финишера», – поделился планами руководитель корпорации.
Илья Шестаков привлек внимание к жестким условиям, на которых предоставляются «инвестиционные квоты», заявив о недопустимости затягивания сроков строительства и появления долгостроя. По словам Алексея Рахманова, вопрос сроков – это тоже вопрос серийности, но гарантией соблюдения контракта будут солидные штрафы за просрочку.
«На сегодняшний день мы строим ряд кораблей и судов, в которых наши штрафные санкции за каждый день просрочки от 20 тыс. долларов, – привел он пример. – Мы на берегу с вами обо всем договоримся: когда я должен сдать корабль и какие штрафные санкции буду нести в том случае, если этого не сделаю».
Замминистра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский призвал рыбаков активнее пользоваться льготами, которые представляет государство, в том числе в рамках закона о поддержке судостроения и судоходства. Так, при регистрации судна в Российском международном реестре судовладелец освобождается от обязанности платить большинство налогов, в связи с чем судоверфи порой настаивают на обязательной регистрации, чтобы сэкономить на НДС.
Алексей Рахманов также рассказал о лизинговой программе, в рамках которой можно финансировать строительство рыбопромысловых судов. «В чем фишка этой программы? Деньги к нам поступают в уставной капитал бесплатно, мы их отдаем под 1% годовых лизинговой компании. Та соответственно добавляет свою маржу в диапазоне 1-1,5%. Тем самым конечные денежные средства получаются на данном пароходе по такой цене, которую вы можете для себя просчитать», – пообещал он.
«Большинство рыболовных компаний работает на едином сельхозналоге. Если его отменят, это одно дело. А так лизинговые схемы для нас неинтересны, потому что в лизинговых платежах присутствует НДС и при работе на ЕСХН ты никогда его не возместишь», – объяснил сдержанную реакцию рыбаков Юрий Задворный.
Виктор Олерский добавил, что с аналогичной проблемой столкнулись и в Минтрансе, после чего задумались даже о внесении поправок в законодательство. Алексей Рахманов предложил решать этот вопрос совместно с Минфином, Минпромторгом и другими заинтересованными ведомствами на площадке Минсельхоза. Глава корпорации также напомнил о разработке программы утилизации старых судов, по которой судовладелец может рассчитывать на судовой грант для компенсации до 10% стоимости нового судна.
Малому флоту – больше верфей
В ходе встречи представитель Гипрорыбфлота поднял вопрос об обновлении малых рыболовных судов, которые отличаются высокой степенью износа. Он предложил рассмотреть вариант строительства композитных судов малой размерности. Необходимо разработать концепт-проекты таких судов с учетом возможности их производства на отечественной базе, считают в институте.
«Технология есть, она опробована, – прокомментировал инициативу Алексей Рахманов. – Это действительно очень быстро и очень выгодно. Если это нужно, то мы готовы. С точки зрения малого флота нам даже проще, потому что это речной габарит и количество верфей, которые могут изготавливать такие суда, тут же увеличивается в несколько раз».
В то же время замглавы Росрыболовства Петр Савчук призвал быть осторожнее с предложением по НИОКР и по проекту. Илья Шестаков согласился, что за последние пять лет за счет средств Минпромторга было сделано уже немало концепций, которое оказались невостребованными у рыбаков – вплоть до тунцелова.
«По малому флоту на самом деле вопрос есть. Мы мало внимания пока уделяли этой проблеме, но сейчас начали собирать заявки, чтобы понимать, какие потребности в малом флоте есть, в том числе для пресноводных водных объектов», – рассказал руководитель Росрыболовства. По его словам, поддержку строительства малотоннажного флота целесообразнее планировать не в рамках «инвестиционных квот», а по аналогии с приобретением сельскохозяйственной техники, где хозяйствам компенсируется 15% стоимости объекта.
В завершение разговора Алексей Рахманов поторопил рыбопромышленников с конкретными договоренностями. «В июле мы закладываем первое судно на «Янтаре» для наших заказчиков. Процесс пошел. Во всем остальном мы абсолютно открыты к обсуждению, мы хотим лучше понимать то, что нужно вам. И чем глубже мы будем вникать в формирование облика новых рыболовецких судов, тем проще нам будет удовлетворить ваши запросы», – резюмировал он.