Вы здесь

У аудиторов возникли претензии к расходам на ОСМ

Счетная палата заявила о нерезультативном использовании Росрыболовством бюджетных средств на общую сумму 36,2 млн. рублей в рамках финансирования отраслевой системы мониторинга.

 

Контракты без контроля

 

Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела отчет о результатах проверки использования средств федерального бюджета и государственной собственности, направленных на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в целях обеспечения рыбохозяйственной системы мониторинга и связи, за период с 2009 г. Как сообщили Fishnews в пресс-службе контрольного ведомства, анализ показал, что текущее состояние отраслевой системы мониторинга (ОСМ) не обеспечивает в полной мере решения задач развития рыбохозяйственного комплекса РФ.

 

В 2009-2015 гг. Росрыболовство и его подведомственное ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» заключили 32 государственных контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по обеспечению ОСМ на общую сумму 228,9 млн. рублей. В ходе реализации контрактов было разработано 8 программных комплексов, половина из которых приняты в промышленную эксплуатацию, а остальные находятся в стадии тестирования. При этом 2 из 4 программных комплексов (удостоверяющий и резервный центры) не работают в соответствии с регламентом эксплуатации.

 

«Несмотря на то, что в ноябре 2011 г. система прошла в таком виде государственную регистрацию, считать ее полноценной не представляется возможным», - заявил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев

 

Он обратил внимание на отсутствие должного контроля со стороны Росрыболовства и ФГБУ «ЦСМС» за ходом реализации госконтрактов и качеством проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В ходе проверки были выявлены факты нерезультативного использования бюджетных средств на общую сумму 36,2 млн. рублей.

 

К ним, в частности, относятся расходы в размере 16,8 млн. рублей на разработку резервного центра ОСМ. «Опытный образец резервного центра не обеспечивает непрерывности работы системы в случае выхода из строя ее основного центра. Регламенты резервирования и восстановления из резервных копий, также как и полнофункциональное резервирование систем и баз данных, отсутствуют», – указал докладчик.

 

ЭПЖ не понравился аудиторам

 

Другой пример нерезультативного использования бюджетных средств, по мнению аудиторов, связан с внедрением программно-технического комплекса «Электронный промысловый журнал» для формирования оперативной отчетности по вылову ВБР, расходы на который за пять лет составили 53,6 млн. рублей.

 

В ходе проверки Счетной палатой установлено, что значительная часть принятых и оплаченных Росрыболовством по трем госконтрактам работ по опытной эксплуатации и тестированию образцов программного комплекса и автоматизированных рабочих мест не соответствовала фактически выполненным объемам. Например, в 2010 г. опытно-промышленная эксплуатация автоматизированных рабочих мест ЭПЖ проводилась не 14 дней, а только четыре, и на одном судне вместо трех, а в 2012 г. – на 13 судах вместо 20.

 

«Фактически объем судовых испытаний был выполнен только на треть от установленного в техническом задании. Общая сумма необоснованно оплаченных работ составила 10,2 млн. рублей (расчетно)», - констатировал Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

 

Кроме того, в 2013 г. в госконтракт с ООО НТЦ «Фобос-НТ» были включены работы по доставке и монтажу оборудования автоматизированных рабочих мест, которые уже были выполнены работниками мурманского филиала ФГБУ «ЦСМС» в рамках тестирования системы обмена электронными сообщениями между Россией и Норвегией. В нарушение условий того же госконтракта обновление программного обеспечения также осуществлялось с привлечением работников мурманского филиала организации.

 

Теруправления не торопятся переходить к электронным разрешениям

 

Отсутствие результативности Счетная плата обнаружила и при использовании бюджетных средств на разработку и модернизацию подсистемы ОСМ «Разрешения», предназначенной для ведения базы данных по действующим разрешениям на добычу водных биоресурсов. «За последние четыре года на создание подсистемы было израсходовано 22,5 млн. рублей. Согласно результатам нашей проверки подсистема находится в опытно-промышленной эксплуатации пока только в 13 из 20 теруправлений ведомства», – рассказал Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

 

Он привел еще один подобный пример: в 2011 г. Росрыболовство разместило государственный заказ на НИОКР по электронному таможенному декларированию без захода в порт с использованием широкополосного доступа спутниковых средств связи и заключило госконтракт стоимостью 5,7 млн. рублей. «Контракт был исполнен, однако его результаты Росрыболовством не были использованы и утратили свою актуальность в связи с изменением таможенного законодательства», - отметил аудитор.

 

В ходе контрольного мероприятия также были выявлены отдельные нарушения налогового и бюджетного законодательства, сделаны замечания по осуществлению бухучета и ряду других направлений.

 

Коллегия приняла решение направить представления в Росрыболовство и ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», информационные письма – в Минкомсвязь и ФНС России, обращение – в Генпрокуратуру. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

 

Fishnews