Вы здесь

Владимир Измайлов: Господдержка за счет ресурса – не вариант

Вместо попытки очередного передела квот государству стоит задуматься о балансе между количеством флота и сырьевой базой по видам ВБР, и только затем решать, что и как поддерживать, считает член Экспертного совета при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Измайлов

 

Накануне заседания президиума Госсовета дискуссии вокруг поправок в закон о рыболовстве, об изменении или сохранении «исторического принципа» и «дополнительных обязательствах» для рыбаков становятся все острее. Свое видение по поводу распределения квот и условий доступа к ресурсу высказывают даже в целом далекие от рыбной отрасли лица.

 

Между тем за постсоветский период российская рыбная отрасль в процессе развития в той или иной степени опробовала практически все из ныне предлагаемых, а порой и настойчиво проталкиваемых подходов к управлению водными биоресурсами. И большинство из них показало свою неэффективность. Это касается и пресловутой олимпийской системы, и строительства судов под гарантии государства обеспечить их работой, и выделения квот в целях поддержки чего бы то ни было.

 

Принятый в 2004 г. закон о рыболовстве, который установил механизм закрепления долей квот на долгосрочной основе, подстегнул развитие рыбной отрасли. Эту тенденцию подтверждает статистика: если на тот период около 70% предприятий считались убыточными, то сегодня только – 30%.

 

Сегодня и бизнес, и государство признают, что рыболовство в целом находится в неплохом состоянии, особенно если сравнивать с другими отраслями экономики. Но для дальнейшего развития требуются новые подходы, нужно искать скрытые резервы для роста.

 

Если говорить о сырьевой базе, то многое упирается в недостаточное финансирование рыбохозяйственной науки. «Вопросы обеспечения деятельности научных организаций, строительства новых НИС, финансирования исследований и экспедиций должно решать государство», – считает член Экспертного совета при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, заслуженный работник рыбного хозяйства РФВладимир Измайлов.

 

Что касается производственных фондов, то расхожие представления об устаревшем, изношенном флоте, и тем более о его дефиците, имеют мало общего с действительностью, отмечает эксперт. В статье для Fishnews он обращает внимание на инициативы некоторых лиц«изъять часть квот и отдать их тому, кто построит новые суда».

 

«Например, «Русская рыбопромышленная компания» уже запросила 300 тыс. тонн минтая (порядка 17% от ОДУ минтая на 2015 г.), обещая построить 15 новых судов. Возможно, что-то они и построят, но как быть с остальными предприятиями, чьи доли квот урежут на эти 17%? Ведь 17% – это совсем не мало. Если судно работает и приносит прибыль при определенном объеме ресурса, то при его уменьшении оно будет убыточным. Соответственно судовладелец лишатся возможности инвестировать в свою программу обновления флота. И что мы тогда выиграем?» – задается вопросом Владимир Измайлов.

 

По его мнению, начать нужно с другого. Прежде всего, государству необходимо оценить сырьевую базу и наличие производственных мощностей и тогда уже решать, что и как поддерживать. Ведь баланс между количеством флота и ресурсом до сих пор не отлажен.

 

И бизнес и чиновники сосредоточились только на ресурсах, которые имеют наибольший спрос. Всех интересует треска, минтай и краб, квоты по которым и без того прекрасно осваиваются существующим флотом.

 

«С другой стороны, сегодня толком не осваивается сайка, кальмары, тунцы и многие другие виды ВБР только по той причине, что это невыгодно. Так почему бы нашим судостроителям не предложить рыбакам такие суда, которые позволят экономически эффективно вести промысел этих рыб?», – предлагает заслуженный работник рыбного хозяйства.

 

«Вопрос ведь не в том, чтобы отнять у одних, и отдать другим, – резюмирует Владимир Измайлов. – А в том, чтобы более рационально использовать наши природные ресурсы, с учетом этого проектировать флот и стимулировать предприятия к постройке новых судов. То же самое можно сказать и применительно к строительству новых мощностей по переработке и хранению».

 

Полный текст читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте Fishnews