Изменения в отраслевой закон, предлагаемые Росрыболовством, обсудили представители власти и бизнеса на совещании, которое провел в Камчатском крае министр сельского хозяйства Александр Ткачев.
Министр отметил успехи рыбной отрасли Камчатки
Главная задача Минсельхоза – это государственная поддержка и создание комфортных условий для бизнеса, заявил руководитель ведомства Александр Ткачев в ходе визита в Камчатский край.
«Я впервые на Камчатке. Для меня важно было почувствовать пульс краевой экономики, - сказал Александр Ткачев. – Камчатка лидирует по объемам вылова рыбы на уровне всей страны. Это радует, здесь есть хороший прогресс, перспективы, потенциал и новые возможности. Но есть и проблемы, и во многом они схожие с другими дальневосточными регионами. Это низкая капитализация, высокий износ основных фондов. Не модернизируя производство, не внедряя новые технологии, мы не сможем снижать издержки и стоимость нашей продукции, не сможем быть конкурентоспособными».
Министр отметил, что кризисные явления и курс на импортозамещение дали толчок развитию сельского хозяйства в стране.
«Мы можем на 95% обеспечить жителей страны продуктами питания, произведенными в России. Это касается и рыбной отрасли, - сказал глава министерства. - Мы должны развивать и стимулировать предприятия рыбной отрасли, которые вкладывают средства в береговую переработку, думают о снижении издержек и собираются работать открыто».
Министр подчеркнул, что со своей стороны государство должно создать возможности для внутреннего спроса. «Базовая роль Министерства сельского хозяйства заключается в поддержке аграрного и рыбного бизнеса, создании условий и предпосылок для развития через субсидирование процентных ставок, создание логистических центров», – заявил Александр Ткачев.
Бизнес обеспокоен, Росрыболовство смягчает акценты
Как сообщили Fishnews в пресс-службе правительства Камчатского края, на совещании глава Минсельхоза обсудил с представителями рыбной промышленности предстоящие поправки в ФЗ «О рыболовстве…».
«Закон должен стимулировать развитие производства, инвестирование в переработку. У вас есть положительный опыт создания условий для обновления флота, этим вопросом нужно и дальше заниматься. Желательно, чтобы наши российские верфи строили эти суда», – сказал Александр Ткачев.
Заместитель председателя правительства края – министр рыбного хозяйства Владимир Галицын напомнил, что Камчатка занимает лидирующие позиции не только по объему вылова на Дальнем Востоке и в стране, но и по объему инвестиций в отрасль.
«С учетом мер господдержки мы видим положительную динамику развития рыбной отрасли Камчатки. Мы выгодно отличаемся от других регионов – за последние годы в крае построено 17 современных заводов, в развитие береговой переработки вложено 16 млрд. рублей. Еще 8 лет назад 80% добытой рыбы сбывали в море и только 20% перерабатывалось на берегу. Сейчас 80% сырца доставляют на берег для дальнейшей переработки. Рыбаки откликнулись на действия Правительства, они почувствовали стабильность, вкладывают средства в модернизацию флота, в строительство береговых перерабатывающих мощностей, чтобы повысить эффективность деятельности», - сказал куратор рыбной отрасли региона. Он вновь обратил внимание руководства Министерства сельского хозяйства на необходимость закрепления прибрежных квот за прибрежными предприятиями.
«Нас поддерживает Сахалин, Магадан, Чукотка. Когда предприятия уходят с территории, мы теряем основной источник доходов», - подчеркнул Владимир Галицын.
Представители рыбопромышленных предприятий края выразили свои опасения по поводу предлагаемых поправок в федеральное законодательство.
«Мы выступили против и написали свои возражения. Закон в корне меняет концепцию, которая была гарантирована действующим законом, - заявил председатель регионального союза рыбопромышленников и предпринимателей Сергей Тимошенко. - Если вступят в силу статьи закона, Камчатка потеряет 30% квот. У нас и так 40 предприятий ушло, они «увели» 140 тыс. тонн квот в другие субъекты. В этом случае ни о какой перспективе, ни о закреплении людей здесь не может быть речи. Закон нужен, без сомнения, необходимость изменений назрела. У нас есть предложения по совершенствованию законодательства, но не такие радикальные. Мы уже направили их в Росрыболовство».
Заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Федерального агентства по рыболовствуИлья Шестаков заверил, что «исторический принцип» при распределении квот будет сохранен.
«Мы говорим о сохранении «исторического принципа». Мы говорим о том, что мы на 25 лет должны принять четкое решение, - сказал Илья Шестаков. - Флота гораздо больше, чем ресурсов, но половину надо списывать, его не нужно модернизировать, нужно новый современный флот строить.Мы предлагаем стимул для промышленников».
По словам рыбаков, сегодня в стране недостаточно верфей, способных строить современный рыбопромысловый флот. «В течение года обсуждался вопрос о том, чтобы обязать судостроительные компании разработать проекты судов под все виды промысла. Но никто не предложил ничего пока», - сказал директор рыбопромышленной компании «Ямсы» Михаил Галахин.
В агентстве по рыболовству заверили, что при распределении квот предприятия, которые с 2008 г. обновляли и модернизировали свой флот, получат тот же объем квот.
«Предложение Росрыболовства заключается в следующем: квоты останутся, но введено новое понятие: квоты государственной поддержки. Это дополнительные квоты для тех, кто будет строить суда на российских верфях», - отметил заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук.
Глава региона Владимир Илюхин поддержал камчатских рыбаков. По словам врио губернатора, при внесении изменений в федеральное законодательство необходимо учитывать интересы дальневосточных территорий, для которых рыбная отрасль является основой экономики. «Безусловно, проект закона требует серьезного обсуждения. Камчатка – стратегический субъект для рыбной промышленности страны и интересы бизнеса, работающего в отрасли, должны быть учтены», - сказал Владимир Илюхин.
Как уже писал Fishnews, среди представителей рыбной промышленности в разных регионахпредложение о выделении «квот господдержки» под новые суда с российских верфей вызвало резкую критику. В рыбохозяйственных объединениях отмечали, что это не поможет обновлять флот и развивать судостроение, а лишь приведет к переделу в отрасли.
Руководитель Росрыболовства, в свою очередь, на пресс-конференции 12 августа заявил, что предложенные законодательные изменения - это не административные рычаги, а экономические стимулы «для тех ответственных компаний, которые понимают необходимость развития».