В столице открылась 24-я международная выставка продуктов питания и напитков World Food Moscow 2015. В первый день рыбная тематика обсуждалась сразу на нескольких площадках – от продовольственного форума до отраслевой конференции.
Смотр продуктовых новинок снова в Москве
14 сентября в Москве в «Экспоцентре» начала работу международная выставка продуктов питания World Food Moscow 2015. На церемонии открытия заместитель министра сельского хозяйства Сергей Левин отметил, что выставка ежегодно привлекает настоящих профессионалов своего дела со всего мира, и пожелал гостям и участникам мероприятия успешной работы и новых свершений.
Как сообщает корреспондент Fishnews, в этом году World Food Moscow собрала более 1500 производителей и поставщиков продуктов питания из 70 стран. На площадке выставки развернуто более 30 национальных павильонов. Ассортимент представленной продукции включает 12 разделов, в том числе овощи и фрукты, бакалею, рыбу и морепродукты, мясо и птицу, консервы, соусы, напитки и т.д.
Помимо традиционных участников выставки в лице крупнейших производителей и импортеров рыбной продукции, на World Food Moscow впервые организована специальная экспозиция Fishtech 2015. В этом секторе представлено технологическое оборудование для переработки рыбы и морепродуктов, холодильные установки и теплообменники, корма для аквакультуры, препараты для очистки воды, оборудование для измерений, контроля и мониторинга качества воды и многое другое.
От кризиса выиграли селедка и курица
Деловая программа World Food Moscow 2015 стартовала с центральной подиумной дискуссии с участием руководителей ведущих союзов и ассоциаций пищевой индустрии. Специалисты обсудили, как изменился продовольственный рынок за последний год в результате введения эмбарго и сложной ситуации в российской экономике. В частности, директор департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Александр Сироткин заявил, что введение запрета на ввоз продовольствия из определенных стран привело к изменению структуры импорта и снижению поставок примерно на треть.
Выпавшие объемы частично были возмещены за счет поставок продовольствия из стран, не попавших под ограничения. Так, по итогам 2014 г. удалось полностью компенсировать поставки овощей, мяса птицы - на 51%, рыбы и морепродуктов - на 40%, свинины - на 16,4%. Отчитываясь о мерах по импортозамещению, представитель Минсельхоза отметил положительную динамику по итогам первой половины текущего года в российском рыбохозяйственном комплексе: общий вылов вырос на 9%, а переработка - на 5%.
Говоря о трендах, проявляющихся в различных секторах продовольственного рынка, докладчики обратили внимание на кризисное поведение потребителей, которые переключаются с более дорогих продуктов на более дешевые. Одной из наиболее пострадавших от такой экономии оказалась категория рыбы и морепродуктов – здесь падение оценивается в 10%. Люди стали реже покупать морепродукты, мороженую, соленую и копченую рыбу. Аналитики обращают внимание на переход населения на более дешевый белок – в первую очередь мясо птицы, недорогие мясные полуфабрикаты, сельдь, а также рыбные и мясные консервы.
Резких скачков цен на рыбу не ожидается
Как отреагировал рыбный рынок на антисанкции и девальвацию рубля, участникам дискуссии рассказал президент Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг «Карат» Владимир Романенко. По словам руководителя объединения, резкий скачок отпускных цен на рыбу в ноябре 2014 г. – феврале 2015 г. во многом объясняется их «заморозкой» на практически неизменном уровне за последние шесть лет. В то же время цены на другие виды продуктов питания за тот же период выросли почти в два раза.
В 2014 г. спрос на рыбопродукцию на внутреннем рынке пошел вверх, подталкивая цены. Усугубило ситуацию падение курса рубля в конце прошлого года. «В экономической науке такое поведение цен называют «отложенным эффектом», – констатировал докладчик. Он подчеркнул, что цены на важнейшие виды ВБР, такие как минтай, тихоокеанская сельдь, треска, были скорректированы с учетом фактической продовольственной инфляции.
«В 2014 году на внутренний рынок поступило 50% российского вылова, хотя еще семь-восемь лет назад эта доля составляла не более 30-35%. При сохранении режима санкций до конца 2015 года, по нашим прогнозам, внутренний рынок примет около 60-65% уловов ВБР», – сообщил Владимир Романенко. Он добавил, что сейчас цены на рынке стабилизировались и таких резких шоковых колебаний, которые произошли в конце прошлого – начале нынешнего года, уже не будет. Рыбная отрасль в целом находится в спокойном состоянии.
При этом рыболовство – один из немногих секторов пищевой промышленности, в котором в принципе возможно на 100% заместить зарубежные поставки. «На сегодняшний день импорт рыбопродукции, который составлял до санкций порядка 1,7 млн. тонн, сократился до 500 тыс. тонн. Выпавший объем полностью замещен нашим внутренним выловов рыбы. Думаю, и оставшиеся полмиллиона тонн можно заместить», – выразил мнение руководитель Ассоциации «РПХ «Карат».
Конкуренция по качеству – реальность или погоня за иллюзией
Вопрос: как подружить российскую рыбу и потребителя? – стал ключевым на конференции «Русская рыба» взамен импортной: рынок рыбы и морепродуктов год спустя после введения эмбарго». К обсуждению были приглашены замруководителя Росрыболовства Василий Соколов, председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев, руководитель АНО «Российская система качества» Максим Протасов, председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов и другие эксперты.
Участники обсудили меры по продвижению отечественной рыбы, ее популяризации среди населения и повышению как физической, так и ценовой доступности. Положительных отзывов удостоился весенний фестиваль «Рыбная неделя», организованный при поддержке Росрыболовства и правительства Москвы.
В принципе, как отметил Василий Соколов, с потреблением рыбы в нашей стране не все так плохо: на среднемировом уровне россияне едят достаточно рыбы. Другое дело, что хотелось бы, чтобы этот показатель был выше, но это уже проблема не только пропаганды, но и традиций потребления рыбы или их отсутствия в различных регионах. Государство со своей стороны может раскачивать этот рынок, например путем госзакупок или введения рыбных блюд в рацион питания школьников.
Не менее важной является проблема обеспечения качества рыбной продукции на всех этапах вплоть до реализации. Как полагают в Роскачестве, наладить контроль можно путем создания системы добровольной сертификации, которая бы гарантировала качество продукта. О преимуществах подобного механизма, применяемого в зарубежных странах, рассказал Максим Протасов.
Идея консолидации бизнеса не только как укрупнения отдельных компаний, но и вокруг соблюдения норм качества выпускаемой продукции, не вызвала возражений и у Росрыболовства. По словам Василия Соколова, как рыбаки сейчас больше всех заинтересованы в искоренении браконьерства, так и добросовестные производители должны стать врагами фальсификата, наводнившего прилавки.
В то же время Герман Зверев предостерег участников рынка от чрезмерного оптимизма. Он предложил аудитории оценить, к чему мотивирует производителя состояние рынка – к конкуренции за счет качества или цены. Причем это касается не только российского рынка: продуктовые скандалы последних лет в Европе показывают, что и в странах «цивилизованного бизнеса» не все гладко. «Конкуренция по качеству не является мейнстримом ни на мировом, ни на отечественном рынке», – предупредил председатель профильной комиссии РСПП.
Выйти боком для производителей может и конкуренция наднациональных и национальных регуляторов, обострившаяся после поручений президента о создании национальной системы управления качеством пищевой продукции. Беспокоит соотношение добровольного и обязательного в этом проекте. Остается открытым вопрос и с завоеванием доверия потребителей. Вместе с тем, по мнению Германа Зверева, национальная система подтверждения качества могла бы почерпнуть полезный опыт у международных организаций экологической сертификации, хорошо знакомых российским рыбакам.