Вы здесь

Лев Бочаров: Завтрашний день – это не рыболовство, а рыбное хозяйство

26 сентября ТИНРО-Центру исполнится 90 лет. За эти годы институт прошел путь от небольшой рыбохозяйственной станции, изучавшей акватории юга Приморья, до крупнейшего в АТР научного центра. Накануне юбилея Fishnews побеседовал с генеральным директором института Львом Бочаровым о роли науки и будущем отрасли.

 

Изначально призванный содействовать развитию дальневосточной рыбной промышленности, ТИНРО и сам развивался и рос вместе с ней. Интересно, что исторический пик численности дальневосточной рыбохозяйственной науки и максимальный вылов на бассейне пришлись на одно и то же время – 80-е годы ХХ века.

 

В 1997 г. директором ТИНРО был назначен Лев Бочаров. В институте, начиная с 1979 г., он прошел путь от заведующего лабораторией до заместителя директора по научной работе, в 1994 г. стал доктором технических наук, а еще 15 лет спустя получил звание профессора. Живой, пытливый ум ученого в сочетании с практической жилкой и богатейшим жизненным опытом, незаурядная и смелая позиция этого человека определили целую эпоху научно-исследовательского института, дали дорогу инновациям, без которых сложно сегодня представить жизнь рыбака, во многом определили лицо современной рыбной отрасли. Сегодня Лев Бочаров – генеральный директор ТИНРО-Центра, и, пожалуй, уже сложно представить, что могло быть иначе. Корреспондент Fishnews встретился со Львом Николаевичем накануне юбилея возглавляемой им организации.

 

«Коллектив ТИНРО во все времена был настроен развивать рыбохозяйственную науку и быть полезным для рыбной промышленности. Об этом свидетельствует вся история института», - рассказал руководитель института. В 20-30 гг. ХХ века впервые была проведена «инвентаризация» флоры и фауны дальневосточных российских вод. Чуть позднее, в 50-х гг., ученые смогли подготовить сводки по биологии и промыслу рыб (сельди, трески, камбалы, лососей), камчатского краба, тюленей и китов. Затем последовали широкие научно-поисковые исследования, ТИНРО также занимался описанием объектов с точки зрения промыслового значения.

 

Уже в 70-х годах ученые вплотную подошли к созданию системы краткосрочного научного прогнозирования. Лев Бочаров стоял у истоков этого направления, которое, по большому счету, позволило дальневосточным рыбакам достигнуть в 1980 г. исторического максимума по вылову – 5 млн. тонн.

 

«Государство, промышленность поставили перед учеными глобальную задачу – разработать обоснования по промыслу и постановке отечественного флота в связи с введением всеми прибрежными государствами 200-мильных экономзон и международным запретом китобойного промысла», - рассказал собеседник издания. А в 1978 г. Лев Николаевич опубликовал в авторитетном академическом журнале статью, которая и положила начало целому направлению научной деятельности.

 

«Занимаясь вопросами прогнозирования, я натолкнулся на проблемы, связанные с информационным обеспечением. Вы же понимаете, что временной отрезок, за который ученому-отраслевику надо собрать информацию, принять решение и выпустить прогноз, очень невелик. Тогда я переключил свое внимание с исследования только судовых данных на дистанционное зондирование океана. Уже появились спутниковые станции, и мы стали активно заниматься самолетными системам сбора информации, внедряли космические методы изучения океана», - продолжил экскурс в историю рыбохозяйственной науки Лев Бочаров.

 

Однако, по его словам, на современном этапе отрасль предъявляет еще больше требований к ученым: растет конкуренция, масштабы и потребности рынка. Растет и авторитет науки, доверие и уважение промышленности, которая давно стала бизнеса. А это подразумевает другую степень ответственности. «Понимая, что ответственность растет, что мы – основа любого бизнес-проекта, любой инициативы в нашей отрасли, мы тоже стали более ответственны. Это требование времени. Поэтому на вопрос о том, востребован ли отраслевой ученый, могу сказать только одно – очень!» - отметил генеральный директор ТИНРО-Центра.

 

Уверен Лев Николаевич и в больших перспективах самой отрасли, но для этого необходимо поменять взгляд на ее масштабы. «Если глобально, то по-настоящему современная отрасль – это не то, что выражено в названии нашей отрасли. Сегодня весь функционал федерального органа управления заключен в самом слове (Рос)рыболовство. А должно быть рыбное хозяйство. И тогда мы получим совсем другую систему. Рыболовство, бесспорно, очень функционально тяжелая, серьезная, экономически важная часть этого хозяйства. Но хозяйство подразумевает и рыболовство, и переработку, и доставку, и дистрибуцию, - обратил внимание собеседник издания. - Поэтому завтра я вижу все-таки не рыболовство, а рыбное хозяйство. Со всеми сложностями. Если мы этим заниматься не будем – будет голая добыча. А это – судьба движения на чужие рынки».

 

Текст полностью читайте в разделе «Интервью» на сайте Fishnews.