По морю можно ежегодно перевозить примерно 590 тыс. тонн рыбопродукции с Дальнего Востока в западную часть страны, считает вице-президент Международной академии транспорта Виталий Збаращенко.
В статье для Fishnews эксперт рассказал об итогах исследования вариантов отправки уловов из ДФО. В частности, рассмотрена возможность использования Арктической контейнерной линии Петропавловск – Мурманск/Архангельск длиной 4,38 тыс. миль. По мнению Виталия Збаращенко, можно осуществлять еженедельные линейные перевозки с помощью шести атомных ледоколов-контейнеровозов (вместимостью не менее чем по 2 тыс. двадцатифутовых эквивалентов (TEU), включая около 200 рефрижераторных сорокафутовых контейнеров). По оценке вице-президента Международной академии транспорта, такой сервис обеспечит вывоз примерно 250 тыс. тонн рыбы с охотоморских промыслов в Мурманск каждый год. Для этого требуется построить глубоководные контейнерные терминалы в Мурманске и Авачинской бухте, отработать технологию затарки контейнеров на Камчатке. «Если проект глубоководного района Архангельского морского порта не будет реализован в обозримом будущем, перевалочный потенциал порта можно задействовать с помощью фидерной контейнерной линии Мурманск – Архангельск. Это на 900 км сократит дорогостоящие наземные перевозки в центральные районы России», - отметил вице-президент Международной академии транспорта.
Себестоимость морской составляющей маршрута оценивается в 6 рублей за килограмм (включая ледокольный сбор - 1,2 рубля за килограмм).
Виталий Збаращенко отметил, что в марте Правительство приняло решение разместить на «Уралвагонзаводе» государственный заказ на строительство рефрижераторных контейнеров. «Это создает предпосылки для активной контейнеризации перевозок мороженой рыбы и формирования грузовой базы и контейнерного оборудования для АКЛ», - обратил внимание автор статьи.
Также он рассказал о возможности создания Южной морской линии (Камчатка – Суэцкий канал – Новороссийск/Севастополь) и Западной морской линии (Петропавловск-Камчатский – Панамский канал – Калининград).
По словам Виталия Збаращенко, эти пути предлагаются не для конкуренции с РЖД, а в качестве дополнения к небезграничной пропускной способности транссибирских железнодорожных маршрутов, для дальнейшего развития прямых железнодорожно-морских и автомобильно-морских (мультимодальных) перевозок. «Новые морские схемы доставки не только внесут существенный вклад в программу импортозамещения по продуктам питания, но и частично снизят экономические затраты на импорт транспортных услуг, доля которого в области морских перевозок превышает 95%!» - подчеркнул вице-президент академии.
Он отметил, что три предлагаемых маршрута не требуют расходов на создание новой транспортной инфраструктуры, нужно только обеспечить гарантированный возврат кредитов на строительство флота. «Новые пути обеспечат дополнительную перевозку еще в общей сложности около 590 тыс. тонн рыбопродукции, тогда как ежегодные потенциальные ресурсы Дальнего Востока находятся на уровне 2,5-3 млн. тонн», - обратил внимание Виталий Збаращенко.
Обратную загрузку линейных транспортных рефрижераторов, по его мнению, можно организовать за счет грузов, которые сейчас отправляются по железной дороге через Сибирь до Владивостока. Эти товары будет экономичнее перевозить более дешевым морским транспортом, считает эксперт.
Полный текст читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте Fishnews.