Уловы сайры у российских рыбаков в этом году оказались значительно меньше, чем в прошлом. На объемах добычи сказались сокращение численности флота, потери промыслового времени из-за большого количества штормовых дней, отсутствие поискового судна.
Отечественные суда взяли всего 24,1 тыс. тонн, что на 44,6 тыс. тонн ниже уровня 2014 года (к слову, объемы добычи в путину прошлого года были самими большими за пять лет – 72 тыс. тонн). Практически весь улов приходится на исключительную экономическую зону РФ: там добыто около 19,4 тыс. тонн. В рамках международных договоров в российской ИЭЗ работали японские и южнокорейские суда. Первые выловили 42,2 тыс. тонн, превысив уровень 2014 года на 11,2 тыс. тонн, вторые – 5,7 тыс. тонн, что на 1,6 тыс. тонн меньше, чем в предыдущую путину. Об этом Fishnews сообщили в пресс-службе Росрыболовства.
Промысел сайры традиционно является одним из самых сложных на бассейне, рассказал заместитель директора ТИНРО-Центра Алексей Байталюк. Ряд факторов позволял предварительно оценивать предстоящую путину как интересную с точки зрения науки и сложную с точки зрения промысла.
Уже в ранний летний период было видно, что океанологическая ситуация сходна с прошлогодней. Также ученые сразу обратили внимание на то, что основой уловов будет крупноразмерная рыба.
Отметили специалисты и развитие среднекурильского антициклонического вихря. В 2014 году в районе этого вихря в начальный период путины сформировались плотные скопления сайры, на которых весьма успешно работали российские суда, фактически в прошлом году был заново открыт сайровый промысел у средних Курил, прокомментировал Алексей Байталюк.
«Мы видели, что основа океанологической структуры вод, структура промыслового запаса благоприятны для формирования скоплений и промысла сайры. Действительно, после периода 2006 – 2008 годов идет снижение ее запасов, но до настоящего времени оно не было столь критичным, чтобы влиять на добычу, – рассказал ученый. – Однако были и другие особенности, которые заставляли осторожнее относиться к ситуации. Это ряд океанологических факторов». В числе таковых специалист назвал поверхностный характер среднекурильского вихря, мощное развитие течения Соя, что отразилось на формировании скоплений и их устойчивости.
Непростое положение, в котором отраслевая наука оказалась из-за нехватки финансирования, сказалось и на сопровождении сайровой путины. Второй год подряд не удалось выставить поисковое судно «Владимир Сафонов». Важнейший элемент оперативных работ выпал, а ведь без него фактически невозможно дать полноценный краткосрочный прогноз промысловой обстановки. В отличие от 2014 года, у специалистов не было возможности задействовать в поисковых работах и НИС «Профессор Леванидов».
Однако ученые постарались максимально эффективно отработать в рамках имеющихся средств. Для того чтобы оценить количество рыбы, мигрирующей в зону РФ, и проследить формирование скоплений для организации промысла в ранний летний период, на двух судах в открытых водах трудились наблюдатели. Опытная группа специалистов отправилась в российскую экономзону, чтобы сформировать костяк экспедиционного штаба, рассказал заместитель директора ТИНРО-Центра.
Работы, которые были изначально проведены на промысловых судах, показали, что величина запаса сайры, мигрирующей через отечественные воды, не сильно отличается от прошлогоднего уровня. «То есть рыба была, но она не образовывала плотных скоплений. Ситуация практически аналогична 2010 году, – указал на еще одну особенность путины Алексей Байталюк. – На разреженных скоплениях, к сожалению, наши суда работают не очень эффективно». Сказывается специфика светового вооружения отечественного флота – в этом плане большая часть российских судов серьезно уступает иностранным судам, работающим в водах РФ. Световое вооружение – один из важнейших элементов успешного или неудачного промысла. «Мы говорили об этом и раньше, приводили сравнительные данные. Отмечали, что если оснащенность судов останется на прежнем уровне, ситуация 2009 – 2010 годов не просто возможна – она повторится», - прокомментировал представитель ТИНРО. По словам ученого, тогда некоторые пользователи поставили эти выводы под сомнение, однако нынешний год заставил взглянуть на ситуацию иначе.
Важнейший фактор, который не мог не сказаться на общем улове, - количество флота. В этом году на промысел вышло меньше судов, чем в предыдущие пять лет. Причем как судов с автономной переработкой, которые начинают путину в открытых водах, так и судов традиционного лова, которые работают в исключительной экономзоне РФ. На это указывают не только ученые, но и сами рыбаки. В целом надо отметить, что снижение количества судов наблюдается второй год подряд, за это время численность флота уменьшилась почти на треть.
Не везло сайроловам с погодой. В нынешнюю путину штормовых дней было не в пример больше, чем предыдущие четыре года. «Фактически не было ни одной недели без штормов - когда суда бы не теряли время на то, чтобы спрятаться, на то, чтобы перестоять», - рассказал Алексей Байталюк. Если за путину 2014 года штормовых суток было 14, то в 2015-м – 26. Воздействие метеоусловий на промысел оказалось более значимо, так как в условиях нестабильных океанологических условий только в редкие периоды формировались устойчивые промысловые скопления сайры.
Сокращение численности флота, потери промыслового времени из-за большого количества штормовых дней, отсутствие поискового судна – эти причины, по словам ученого, стали основными для снижения объемов добычи. Уменьшение числа промысловых судов на фоне роста непроизводственных потерь времени привели к более чем двукратному снижению количества судосуток лова – от 2,7 тыс. в 2014-м до 1,3 тыс. в 2015 году.
Текст полностью читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.