Вы здесь

С Новым годом, рыбаки, с новым прибором!

 

Российские рыбаки уже привыкли получать под Новый год «подарки», вгоняющие отрасль в состояние ступора. 2016-й не стал исключением. Требование ФАР заменить на судах приборы спутниковой системы «Аргос» – еще тот «подарочек»

 

31 марта – время Ч

 

Все российские рыболовные суда должны быть оснащены техническими средствами контроля (ТСК) для определения их координат и передачи данных о промысле. Приказом Федерального агентства по рыболовству (ФАР) № 50 утвержден список спутниковых систем, которые могут использоваться в качестве ТСК. Все они зарубежные. В их числе – система «Аргос», оператором которой является французская компания CLS.

 

Как рассказывают судовладельцы, в свое время Центр системы мониторинга рыболовства и связи (ЦСМС) рекомендовал им использовать именно эту систему. Сегодня около 960 рыболовных судов (более половины флота, зарегистрированного в отраслевой системе мониторинга) имеют на борту приборы «Аргос».

 

И вдруг ФАР объявляет, что «Аргос» используется незаконно. Рыболовецкие фирмы обязаны срочно в течение ближайших месяцев заменить его другой системой, ибо 31 марта передача данных о местоположении судна посредством «Аргоса» будет прекращена. А без передачи данных судно в море находиться не может, иначе его владельца ждут суровые кары.

 

Письмо с таким предупреждением ФАР разослало по регионам 28 декабря 2015-го. Новогодние праздники и хлопотное начало минтаевой путины помешали сразу осознать всю тяжесть надвигающейся беды. Но постепенно осознание приходит.

 

То, что возникнут ажиотажный спрос на оборудование систем, альтернативных «Аргосу», и его дефицит – это как пить дать. Плюс к тому незапланированные расходы (в разгар экономического кризиса): от 3 тысяч до 15 тысяч долларов за один комплект нового оборудования, от 500 до 800 долларов – за установку. Плюс проверка, тестирование, опломбировка.

 

По подсчетам ВАРПЭ, переоснащение судов новыми средствами ТСК обойдется рыбакам в 5 млн долларов как минимум.

 

Кроме того, это повлечет потерю промыслового времени. Сейчас большая часть флота – в Охотском море на минтае. Промысел завершится в начале апреля, а с 31 марта в море с «Аргосом» на борту находиться будет нельзя. Значит, надо либо завершать минтаевую путину досрочно, чтобы до конца марта завести суда в порт для замены «Аргоса», либо для тех же целей выдергивать пароходы с промысла уже сейчас, а после переоборудования возвращать назад. В обоих случаях экономика рыбных предприятий, которая в большой степени зависит от охотоморской путины, пострадает.

 

Установка нового ТСК займет день или два при наличии достаточного числа специалистов. Но установить – это полдела. Нужно еще заказать проект в российском морском регистре, предъявить ТСК регистру, изменить лицензию на радионавигационное оборудование (лицензия оформляется минимум 30 дней).

 

Если пользователям системы «Аргос» каким-то чудом удастся не сорвать зимнюю путину, то успеют ли они вовремя подготовить флот к путине летней?

 

Что нарушено? Кто нарушил?

 

В упомянутом письме ФАР перечислены нормативные акты, которые, по мнению агентства, нарушены использованием «Аргоса».

 

К примеру, дается ссылка на указ президента о мерах информационной безопасности (подпункт «а» пункта 1). В нем говорится, как беречь государственную и служебную тайну. Но разве местоположение рыболовецких судов является государственной или служебной тайной? Если да – почему ЦСМС ее продает?

 

Также упомянуты пункты 3 и 4 правил использования в России спутниковых сетей, которые находятся под юрисдикцией иностранных государств.

 

Пункт 3 регламентирует использование зарубежных спутниковых систем в целях развития российских сетей связи и обеспечения их интеграции с международными сетями. Но система «Аргос» не используется в России в этих целях. Ее задача в сфере рыболовства – определять координаты судов.

 

Пункт 4 гласит: использование иностранных спутниковых систем для нужд органов госвласти допускается, если российские спутниковые системы эти нужды удовлетворить не могут. Но в том и дело, что они пока этого не могут. Иначе бы ФАР рекомендовало судовладельцам взамен «Аргоса» российские аналоги, а оно опять рекомендует иностранного производителя.

 

В общем, эти объяснения ФАР звучат не убедительно.

 

Но есть нарушения, которые не оспоришь и на которые в 2015 году обратила внимание счетная палата. Как справедливо указано в письме ФАР, «Аргос» используется без соответствующего вердикта Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ). Кому сказать за это спасибо? Агентство не уточняет, но явно намекает на французского оператора.

 

Однако решение ГКРЧ должен получать не оператор, а пользователь системы. Так, пять лет назад Российская академия наук обращалась в ГКРЧ с просьбой выделить полосу радиочастот для маяков «Аргос» в целях экологического мониторинга. Комиссия дала положительный ответ. Сегодня радиомаяки «Аргос» помогают нашим ученым наблюдать за передвижениями тигров, снежных барсов, китов, косаток, стерхов. Некоторые из маяков установлены на животных рукой президента России. С помощью «Аргоса» изучаются морские течения, движения ледников. Ни у кого не возникает вопросов по поводу законности эксплуатации этого оборудования.

 

Теперь – внимание! – вопрос: если ФАР или ЦСМС не обратились в ГКРЧ с заявкой об использовании системы «Аргос» для мониторинга рыболовства, то кто виноват?

 

Кто нарушил закон о лицензировании (что также указано в письме ФАР), агентство снова не разъясняет. Может, речь идет о ЦСМС, который продает данные, полученные с помощью «Аргоса», не имея на то лицензии?

 

Выходит, виноваты ФАР и ЦСМС, но ответственность они перекладывают на французов, а все возникшие в результате проблемы – на рыбаков?

 

Неисправимый Доплер

 

Как говорят специалисты, с которыми я общался при подготовке этого материала, «Аргос» является наиболее достоверной и защищенной от внешнего влияния системой. Помимо навигационных сигналов она использует эффект Доплера.

 

Этот эффект мы проходили в школе на уроках физики: если источник звука и слушатель движутся друг относительно друга, частота звука, воспринимаемого слушателем, меняется.

 

Фальсифицировать такой сигнал почти нереально. Чтобы это сделать, необходимо учесть орбиту спутника, его скорость по отношению к судну, скорость судна и еще десятки параметров. Потом надо пропустить эту информацию через мощный компьютер, чтобы определить требуемую частоту сигнала. У наших рыболовецких компаний нет таких возможностей.

 

Система «Инмарсат» проще. Она определяет местоположение объекта только через навигационный приемник. У станций этой системы есть порты, которые позволяют передавать координаты с внешнего устройства. Через такой порт можно подключить компьютер и подделать траекторию движения судна. Не секрет, что существуют специальные компьютерные программы, которые имитируют курс судна, метеоусловия и т. д. В ЦСМС и даже в погранслужбе вряд ли есть эксперты, способные отличить истинную информацию, поступившую через «Инмарсат», от виртуальной.

 

И вот этой системой, которую наши экипажи «ломают» на раз-два, Росрыболовство хочет полностью заменить более надежный «Аргос».

 

«Инмарсат» vs «Аргос»

 

Стоит чуть подробнее поговорить о типах станций «Инмарсат», которые ФАР рекомендует судовладельцам. Их перечень можно найти в том же письме агентства от 28 декабря 2015-го.

 

Для начала вспомним, что согласно приказу ФАР № 50, установка ТСК на российских судах допускается при наличии свидетельства о типовом одобрении. Теперь берем из перечня, к примеру, станцию Sailor 6120 SSA/LRIT System. Свидетельство о типовом одобрении у нее есть. Но там написано, что она устанавливается на судах в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море, а ее главная функция – охранное оповещение.

 

Проще говоря, Sailor 6120 – это сигнализация, которую задействуют, когда пароход атакуют пираты. Она не может быть заменой «Аргосу», так как по комплектации и программному обеспечению предназначена для иных целей.

 

В линейке станций Sailor есть более подходящие альтернативы «Аргосу». Например, Sailor 6150 Non-SOLAS System. Основная функция аппарата – наблюдение и контроль за местоположением судов, прием и передача сообщений. Но этой станции в списке рекомендаций ФАР нет!

 

Зачем же рыбакам навязывают в качестве аналога «Аргоса» оборудование, которое таковым не является? Что скажет иностранный оператор, если мы будем использовать спутниковые станции не по их прямому назначению?

 

Загадки космоса

 

В январе 2016-го ФАР опубликовал такое сообщение: «Росрыболовство предлагает внедрить для контроля над работой рыбопромыслового флота отечественную спутниковую систему».

 

Речь идет о системе «Гонец». Безусловно, она нам нужна. Все отрасли российской экономики должны ее поддержать. Но эта система требует доработки. Следователям еще предстоит найти «черную дыру», в которой пропала часть средств, выделенных на этот космический проект. По разным прогнозам, «Гонец» будет готов к мониторингу рыболовства не раньше 2018 года.

 

Что же получается? Рыбаки уже вложили немалые деньги в «Аргос». Теперь их заставляют тотально переходить на «Инмарсат», что тоже влечет большие расходы. А через пару лет им придется закупать оборудование системы «Гонец»?

 

Единственные, кто может остаться в выигрыше, – поставщики радиооборудования. Но на их месте я бы не спешил благодарить судьбу, ведь будущее такое непредсказуемое.

 

В Москву из рыбацких регионов уже летят обращения и жалобы. А в правительстве (ведь есть же там здравомыслящие люди) скоро поймут, что нельзя за три месяца перейти от одной спутниковой системы к другой. Вполне вероятно, что ФАР продлит сроки. Или может вдруг оказаться, что письмо от 28 декабря – это просто личное пожелание одного из руководителей агентства. Не получится ли так, что в Россию привезут 960 станций «Инмарсат» на замену «Аргосу», а они окажутся никому не нужными?

 

В общем, отраслевые стратеги задали нам очередную загадку, а времени на ее разгадывание все меньше и меньше.

 

Запустить бы отдельных руководителей ФАР в космос для изучения работы спутниковых систем. Надолго. А то ведь с таким руководством отрасль скоро ждет космический коллапс.

 

Кирилл МАРЕНИН

 

P. S. Когда верстался номер, стало известно, что в начале февраля в Москву прибудет руководитель французской компании CLS, оператора системы «Аргос». Поможет ли этот визит найти компромисс, который избавит рыбаков от необходимости срочной замены оборудования на судах?

 

 Источник: Рыбак камчатки