Противоречия в ведомственных нормативных актах и стремление чиновников толковать их по своему усмотрению ставят рыбоводные хозяйства перед выбором – платить штрафы, ходить по судам или прекращать работу.
В Белгородской области прошедший год выдался засушливым и многие рыбоводные хозяйства не могли запустить полноценный объем посадочного материала для выращивания. Однако предприятиям, входящим в объединение «Белгородрыбхоз», доставили больше всего проблем не погодные условия, а пробелы в законодательстве, которые стали часто проявляться после вступления в силу закона об аквакультуре.
Одним из ключевых остается вопрос оформления в собственность или в аренду участков под прудами на водотоках, образованными на землях сельхозназначения. Правовой статус таких искусственных водоемов не определен, соответственно, ни одно из ведомств не берет на себя ответственность решить, как продолжать работу хозяйствам, которые десятилетиями выращивали рыбу в этих прудах. Сотрудники Росрыболовства занимают странную позицию, отделяя землю от воды и от гидротехнических сооружений, хотя рассматривать их можно только в комплексе.
Кроме того, в Белгородской области аквафермеров заставляют формировать рыбоводные участки даже при ведении прудового рыбоводства. «По закону об аквакультуре рыбоводные участки не формируются на прудах и водных объектах, используемых для мелиорации. Но у нас все водные объекты на территории области, за исключением крупных рыбхозов, создавались в первую очередь в целях мелиорации, а уж потом в них стали разводить рыбу, - рассказал Fishnews генеральный директор ОАО «Белгородрыбхоз» Сергей Мартыненко. - О каких участках может идти речь, непонятно!» Другой серьезной проблемой для белгородских хозяйств стал ничем не ограниченный доступ охотников и рыболовов к водным объектам, предназначенным для разведения прудовой рыбы. Рыбоводы недоумевают, на каких основаниях пруды вдруг стали считаться охотничьими угодьями. Ведь в 1960-1970 гг., когда осуществлялась передача земель для создания искусственных водных объектов (русловых прудов, водохранилищ), не оговаривалось, что на данных водоемах возможно осуществление охоты, спортивной и любительской рыбалки.
«Технологический процесс при разведении рыбы требует постоянного нахождения специалистов на водоеме, даже в ночное время. А что получается? Приезжают охотники, причем большими компаниями, здесь и алкоголь, и сети с удочками, кругом стрельба. И как людям работать?» – задается вопросом глава «Белгородрыбхоза».
Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.