Новый приказ Минсельхоза по лабораторным исследованиям товаров не отвечает поручению президента и предусматривает непрозрачные механизмы принятия решений, считает президент ВАРПЭ Александр Фомин.
11 марта вступит в силу приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 14 декабря 2015 г. № 634, утверждающий порядок назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров для оформления ветеринарно-сопроводительных документов. Выход этого правового акта предусмотрен последней редакцией закона о ветеринарии.
С одной стороны, хорошо, что регуляторы пытаются сформировать порядок принятия решений по лабораторным исследованиям, но с другой – остается много неясных моментов, заявил Fishnews президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин.
Прежде всего, отметил он, приказ не соответствует поручению президента. Напомним, что по итогам президиума Госсовета Владимир Путин поставил задачу обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих ветеринарный надзор исключительно в районах добычи водных биоресурсов. Новый приказ Минсельхоза, напротив, допускает проведение лабораторных проверок, когда рыба уже поступила на берег, полагает руководитель ВАРПЭ.
Основания, предусмотренные для назначения исследований «водных биологических ресурсов или продукции из них», обеспечивают широкое поле для субъективных решений – а это может создать основу для коррупционных проявлений, считает Александр Фомин.
Во-первых, причиной для исследований, согласно приказу, может стать «эпизоотическое или ветеринарно-санитарное неблагополучие районов добычи (вылова) ВБР или продукции из них, установленное в результате мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) ВБР». «Здесь надо понять, в каком акте будут указаны благополучные районы и где он будет опубликован. А благополучными мы считаем все районы промысла, поскольку разрешения на добычу сегодня выдаются для каждого из них», - прокомментировал президента ассоциации. Если список благополучных районов опубликовать, то первое основание просто исчезнет, полагает Александр Фомин.
Второе основание – «выявление при экспертизе, осмотре ВБР или продукции из них, для которой они установлены законодательством РФ, характерных признаков наличия возбудителей болезней, признаков порчи или иного несоответствия требованиям, установленным техническими регламентами и иными актами, составляющими право Евразийского экономического союза». Пункт, по мнению Александра Фомина, неконкретный: необходимо четко указать, о каких признаках идет речь, перечислить акты, на которые следует ориентироваться.
Третье основание – требование уполномоченного органа страны-импортера – также создает предпосылки для злоупотреблений чиновников. «Следовало бы указать в приложении к приказу или каким-то другим образом, для каких стран и по каким показателям нужны исследования, о каких уполномоченных органах идет речь», – заявил руководитель ассоциации.
В целом, считает он, Россельхознадзор и Минсельхоз продолжают отстаивать свою позицию по невыполнению поручения главы государства. И во всех новых актах реализуют закон о ветеринарии, который был принят летом. «Мы считаем, что необходимо все-таки с учетом поручения президента внести изменения в законодательство и выстроить разумную схему ветеринарного надзора в районах промысла. Если такой контроль будет выполнен, лабораторные исследования в отношении океанической рыбы просто не потребуются», - уверен Александр Фомин.