На заседании подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока представители бизнеса и регионов указали на ряд противоречий в законопроекте об «инвестиционных квотах» и предложениях по их распределению.
Вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев 27 мая провел заседание подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. Главной темой обсуждения, как и ожидалось, стал механизм предоставления квот добычи водных биоресурсов на инвестиционные цели, но замечания участников касались и законопроекта в целом.
Каким видят этот механизм разработчики – Минсельхоз и Росрыболовство, на заседании рассказал замминистра – руководитель федерального агентства Илья Шестаков. Возможность высказаться получили представители федеральных ведомств, отраслевых ассоциаций и приморских регионов.
Председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев обратил внимание на многочисленные противоречия в законопроекте и предложениях по распределению «инвестквот». Они относятся непосредственно к процедуре распределения, к договорам о закреплении лимитов и, главное, к моменту, с которого нужно наделять предприятие дополнительной квотой, соответственно - урезать остальные виды квот.
Несмотря на заверения Росрыболовства, из текста законопроекта совсем не следует, что такой «отсечкой» будет введение в строй судна или завода. А ведь это один из принципиальных вопросов. Так, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко еще раз подчеркнул, что «инвестиционные квоты» должны выделяться только под уже построенное судно. В части резервирования квот под рыбоперерабатывающие заводы он отметил, что отбор таких проектов необходимо осуществлять совместно с субъектами Федерации.
Категорически против выдачи «инвестиционной квоты» до постройки судна высказалась Федеральная антимонопольная служба. В ведомстве считают, что строительство рыбопромысловых судов и добыча водных биоресурсов – это разные рынки, и увязывать бизнес на одном рынке с выполнением условий на другом неправомерно.
Рыбаков тревожит и спешка, в которой готовится такой важный и объемный пакет изменений в закон о рыболовстве. Президент ВАРПЭ Александр Фомин указал, что законопроект планируется рассмотреть в первом чтении уже 7 июня, хотя сейчас многие поправки еще только-только формулируются.
«Мы готовим письмо от РСПП. Думаю, на следующей неделе оно будет подписано, – рассказал корреспонденту Fishnews Герман Зверев. – Напомню, что предыдущее письмо, которое мы направляли, содержало четыре замечания, два из которых были учтены. По крайней мере, финансовая гарантия включена, раньше и ее не было. И убрано определение рыбоперерабатывающего завода, которое относится к ведению другого вида законодательства – технического регулирования».
Общая позиция выступавших сводилась к тому, что на данный момент механизм предоставления квот добычи ВБР на инвестиционные цели как совокупность правовых норм прямого действия отсутствует. Юрий Трутнев согласился с тем, что пока в законопроекте представлена юридическая оболочка, которая может быть наполнена любым экономическим содержанием. По мнению вице-премьера, одним законом судостроение не развить, поэтому необходимо пошагово проработать и сделать понятной всю цепочку, в том числе заключение инвестсоглашения, выделение «инвестквоты», наконец, строительство судна и его сдачу в эксплуатацию.
На заседании подкомиссия рассмотрела и проблемы, тормозящие развитие аквакультуры на Дальнем Востоке. В том числе обсуждались полномочия по формированию рыбоводных участков и подготовке рыбоводно-биологических обоснований. Юрий Трутнев поинтересовался, есть ли возможность передать эти функции рыбохозяйственным институтам. По мнению полпреда, финансировать эту работу мог бы Фонд развития Дальнего Востока.
По еще одному наболевшему вопросу – о доставке продукции из водных биоресурсов с Дальнего Востока в центральную часть страны, поднятому на госсовете, подвижек пока нет. Минтранс и РЖД не видят проблем с транспортировкой рыбы и не считают связанные с ней затраты существенно влияющими на конечную стоимость рыбопродукции. Однако участники совещания указали, что оперировать данными об инфраструктурной составляющей некорректно. Ведь фактические расходы предприятий на логистику складываются из оплаты операторам, как правило, аффилированным с РЖД. К тому же в расходах заложены задержки при подаче вагонов, а скорого контейнерного поезда, способного за 7 суток доставить груз до Москвы или обратно, не создано.