В этом году в России введён запрет на дрифтерный промысел.
Дрифтерные сети у нас использовали для лова дальневосточных лососей в исключительной экономической зоне. Промысел вели 13 предприятий 16 судами с общей численностью экипажей 500 человек. Они добывали ежегодно 11,5 тыс. тонн. Это составляет около 3% от российского берегового промысла лососей.
Кроме наших рыбаков в нашей исключительной экономической зоне дрифтерный промысел вели японские суда по Межправительственному соглашению 1985 года и добывали 6-8 тыс. тонн лососей.
Кроме дрифтерных сетей неизвестны иные орудия лова, позволяющие вести рентабельный промысел разреженных скоплений лососей в морских просторах. Поэтому российские и японские предприятия оказались близки к разорению и закрытию.
Какие же действия предпринимают Правительства и Парламенты Японии и России по отношению к своим рыбакам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации?
Японское правительство и парламент:
Во-первых, не имеют договорных обязательств по отношению к своим рыбакам в связи с промыслом лососей российского происхождения.
Во-вторых, не взимают с них плату за это.
В-третьих, не имея договорных обязательств и не взимая плату, выделяют миллиарды иен на компенсацию своим рыбакам в связи с запретом дрифтерных сетей в России.
В-четвертых, пользуясь отсутствием международно-правовых оснований для запрета, разрешают своим рыбакам применение дрифтерных сетей в ИЭЗ Японии для вылова мигрирующих там российских лососей.
В-пятых, предметно рассматривают возможности переориентации судов на другие виды промысла (сайра, скумбрия, иваси) с предоставлением квотных ресурсов и компенсацией затрат на переоборудование судов и изготовление орудий лова.
В-шестых, за счет государства оплачивают экспериментальные работы по испытанию на промысле альтернативных дрифтерным сетям орудий лова.
Российское правительство и парламент:
Во-первых, имеют действующие до 2020 г. договорные обязательства перед рыбаками, которые получили право на вылов по результатам аукциона 2010 года, выплатив за это в бюджет 255 млн руб. (более 8 млн. долларов).
Во-вторых, ежегодно взимают плату за квоту.
В-третьих, запрещая дрифтерные сети, - единственное из известных в мировой практике рентабельное орудие лова для промысла лососей в открытом море, - делают невозможным освоение рыбаками полученных на платной основе квот и, следовательно, в одностороннем порядке отказываются от исполнения договорных обязательств, чем нарушают российское законодательство.
В-четвертых, ежегодно взимая плату за квоту и грубо нарушая договорные обязательства, не предусматривают ни рубля компенсаций рыбакам в связи с потерей заработка экипажами, упущенной выгодой и ранее понесенными затратами предприятий.
В-пятых, не рассматривают предметно возможности переориентации судов на другие виды промысла с предоставлением квотных ресурсов и компенсацией затрат на переоборудование судов и изготовление орудий лова или выделением компенсирующих квот и участков на береговом промысле лосося, например, в Усть-Камчатском районе.
В-шестых, создали абсурдный и унизительный для России правовой прецедент. Россия по Межправительственному соглашению 1985 г. выделила Японии в 2016 г. квоту на промысел 2050 т российских лососей, мигрирующих в ИЭЗ Японии. Японским рыбакам ловить российского лосося дрифтерными сетями в ИЭЗ Японии можно. Российским рыбакам ловить российского лосося дрифтерными сетями в ИЭЗ России нельзя «по экологическим причинам». Этот «смех сквозь слезы» выдается за ответные российские санкции.
В-седьмых, не только не оплачивают за счет государства экспериментальные работы по разработке и испытанию альтернативных дрифтерным сетям орудий лова, но, напротив, препятствует внедрению в практику таковых, уже разработанных головным институтом ВНИРО за счет средств рыбаков.
Ученый совет ВНИРО рекомендовал созданные в качестве альтернативных дрифтерным обметные сети для включения в Правила рыболовства. Но затем, неожиданно для самого же ВНИРО, рекомендовал исключить собственную же разработку из Правил рыболовства. И это при том, что включение обметных сетей в Правила рыболовства было поддержано протоколом Дальневосточного научно-промыслового совета (ДВНПС). А ДВНПС - это, ни много ни мало: ВНИРО + все дальневосточные НИИ + руководители крупнейших дальневосточных рыбохозяйственных предприятий и ведущие специалисты-практики. Научно-технический совет Всероссийского общества охраны природы (ВООП) также официально дал положительное экологическое заключение на обметные сети.
Понятно, что ученые и ведущие специалисты-практики отрасли в орудиях лова разбираются лучше, чем те, кто запрещают эти орудия по неизвестным науке и практике причинам. Однако, у последних больше власти, позволяющей отменить даже запротоколированные объективные решения профессионалов. Поэтому и вышел приказ Минсельхоза, который оставил в правилах рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна для лова лососей в ИЭЗ России только три орудия лова - тралы, кошельковые невода и ловушки. По мнению отраслевых НИИ, эти орудия заведомо не могут обеспечить рентабельный промысел.
В экологическом отношении тралы проигрывают на промысле лососей в ИЭЗ не только обметным, но и дрифтерным сетям, поскольку при их использовании будет недопустимо высокий прилов молоди и других видов. Однако, обметные сети запретили, а тралы разрешили. Выходит, что «экология» - просто повод для того, чтобы запретить любое пригодное для промысла орудие лова, но разрешить непригодное. Налицо видна цель – прекратить любой промысел лососей в ИЭЗ, независимо от орудий лова. И достигается эта цель в издевательской по отношению к российским рыбакам форме.
Разница в действиях властей Японии и России по отношению к своим рыбакам поражает и удручает.
У нас есть расхожая поговорка: бей своих, чтобы чужие боялись. Любопытно, а есть ли у других народов подобные идиомы?
Василий Кубарев, обозреватель.