Вы здесь

Это наша рыба. И мы ее ловим

Внимание жителей России всё настойчивей смещается в восточном направлении. Так Дальний Восток оказался в центре внимания рыбного импортозамещения. Многие годы ветшали суда, разваливались причалы и разделочные цеха, спивалось население в прошлом богатых рыболовецких поселков, изобилие морских деликатесов уплыло за рубеж, а местные жители сейчас с ужасом смотрят на ценники в рыбных отделах на собственные, казалось бы, ресурсы.

 

Ситуация начала меняться стремительно сразу с введением продуктового эмбарго из-за европейских границ в позапрошлом году. Взоры чиновников обратились на восточные окраины. Правда, смотреть оказалось особо не на что. Рыбы в наших реках и океанах, фигурально выражаясь, море, а зуб русского народного человека ее толком неймет.

 

Преступления и наказания

 

Судя по прокурорским отчетам, складывается впечатление, что  поговорка: «Закон - тайга, прокурор - медведь» теперь относится и к рыбодобытчикам. Причем не только к тем, кто выходит в море или на реку с сетями и тралами, но вообще всем участникам процесса - от чиновников до контролеров.

 

- На развитие отрасли из федерального бюджета направляются значительные средства. Вместе с тем анализ показывает, что не всегда эти средства расходуются эффективно, - считает Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. - Росрыболовство не в полном объеме исполняет отдельные пункты федеральной государственной программы, связанные с увеличением мощности рыбоводных заводов, организацией мониторинга, изучением пресноводного рыбного хозяйства. Органы государственной власти субьектов ненадлежащим образом финансируют региональные программные мероприятия для развития аквакультуры в округе. Прокуроры свидетельствуют, что нарушения в области рационального использования биоресурсов носят распространенный характер и допускаются всеми участниками отношений в области рыболовства и рыбоводства.

 

Цифры статистики выявленных нарушений и привлеченных к ответственности предприятий и граждан впечатляют. По данным заместителя генерального прокурора в ДФО Юрия Гулягина, ежегодно в регионе выявляется 3,5 тысячи нарушений закона, а в этом году за первую его половину уже зафиксировано около двух тысяч - и это только по линии прокурорских проверок.

 

Прокурор Хабаровского края Виталий Каплунов заявил, что на нашей территории в год выявляется более восьми тысяч нарушений,  а ущерб от незаконного вылова достигает двести миллионов рублей. По его наблюдению, большие сложности для наведения законности упорно продолжает доставлять слабая, а то и неэффективная работа служб государственного надзора в сфере рыболовства и охраны водно-биологических ресурсов.

 

Виталий Каплунов привел пример:

 

- В ходе выезда природоохранного прокурора в Николаевский район в период летней путины прошлого года вскрыты многочисленные нарушения закона в деятельности крупных рыбодобывающих предприятий. На судах, не приспособленных для указанного процесса, велась незаконная переработка добытых биоресурсов, в отсутствие разрешений, со сбросом неочищенных сточных вод в реку Амур и захламлением водоохранной зоны. При этом документация о ежедневной промысловой деятельности не отражала реального объема добытого. А территориальный орган рыбоохраны бездействовал. По мерам реагирования прокурора 71 виновное лицо привлечено к административной и дисциплинарной ответственности, из них пять должностных лиц органа контроля.

 

А в одном из промысловых районов края - Аяно-Майском и вовсе некому проследить за законностью ловли - должность единственного инспектора вакантна с сентября 2015 года.

 

Лишь во время прокурорских проверок выявляются факты бездействия как при проведении неотложных следственных действий, так и при оперативном сопровождении уголовных дел, допускается занижение квалификации преступных действий по менее тяжкому составу. Например, по имевшему большой общественный резонанс факту незаконной перевозки под видом похоронной процессии более полутонны черной икры краснокнижного амурского осетра не произведены неотложные следственные действия по отысканию орудий лова, выявлению всего круга лиц, причастных к преступлению. Только после вмешательства прокуратуры преступление квалифицировано по более тяжкому составу, активизированы оперативно-розыскные мероприятия и привлечены к уголовной ответственности восемь членов ОПГ.

 

Словом, прокуратуре всегда есть чем заняться в этой регионообразующей отрасли. Другое дело, что сложившиеся традиции добычи и всех нюансов, что ее окружают, поломать очень непросто. А вот помочь рыбакам ловить больше, лучше, безопаснее, выгодней и так далее - вполне осуществимо. Правда, процесс этот долог и непрост. Но надо же когда-то начинать…

 

Пять шагов к успеху

 

О том, что необходимо предпринять в настоящее время с прицелом на долгое импортозамещенное будущее, высказался глава министерства по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Он озвучил пять приоритетов, которыми необходимо заниматься уже сейчас. Среди них главное - строительство судов и предприятий береговой обработки. Девять из десяти рыболовецких судов на Дальнем Востоке давно отметили 20-летние юбилеи, разрушено три четверти причалов и портов. Если ничего не предпринимать, то в скором времени из строя выйдут почти все прибрежные рефрижераторы, пока еще существующие в регионе.

 

Несмотря на имеющиеся естественные природные богатства дальневосточного бассейна, необходимо развитие местной аквакультуры. Ежегодно в регионе можно выращивать более миллиона тонн рыбы и морепродуктов, тогда как сейчас растят всего пять тонн в год.

 

Необходимо что-то решать с логистикой - на самолетах рыба не летает, водные пути отсюда в центр страны не текут, а равные тарифы для нас и «их» на железной дороге попросту несправедливы, да и делают из «красной» рыбы «золотую».

 

Административные барьеры для бизнеса, которыми особенно увлекаются пограничники, ветеринары и таможня, приносят в отрасль до 15 миллиардов рублей убытков в год. К таким вольным или невольным вредителям Галушка относит и низкое качество работы госструктур, которые не несут за это никакой значимой ответственности.

 

На месте виднее

 

Особую ценность коллегии придало присутствие губернаторов самых рыбных областей региона. Кому как не им знать из первых рук истинные проблемы и вероятные пути их решения. Такое взаимодействие, когда местные жители могут на конкретных примерах объяснить, чем именно им должен помочь федеральный центр, на Дальнем Востоке наиболее важно.

 

Действительно, иногда даже забавляют фантазии москвичей и жителей других городов Центральной России о происходящем в нашем регионе. А между тем законы принимаются именно там, откуда об их пользе, а то и вреде зачастую имеются совсем не обоснованные реальной ситуацией представления, а вовсе и наоборот.

 

Выступление губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко выглядело как крик души. В то время, как в центре огромной страны ждут с восточных рубежей охлажденные морепродукты прямо на столичные прилавки, да утверждают еще ряд, как им кажется, разумных предписаний по ловле и переработке, сахалинцы в глаза не видят собственных крабов и даже не замороженной рыбы у себя на берегу. Что уж говорить о перевозках.

 

По утверждению губернатора, охлажденной рыбы на Дальнем Востоке в прибрежных районах вообще нет. Условия ведения бизнеса одинаковые для всех рыбаков, поэтому предприниматели больше тяготеют к океаническому лову - так гораздо выгодней. А еще доходнее продать улов прямо из океана за рубеж. Чтобы жители России все-таки могли законно отведать собственного краба по нормальной цене, необходимо разрешить вылов в шестимильной зоне.

 

- Рыбаки ждут три месяца, когда федеральные чиновники договорятся, - рассказал Олег Кожемяко. - Уже 20 тысяч тонн неиспользованных объектов в этом году - это убыток. На Сахалине этот вопрос решает пилотный проект - местные рыбаки ловят рыбу и сдают на переработку. Только на Сахалине можно добывать 130 тонн охлажденной рыбы в год.

 

Еще один закон, вероятно, принятый из самых благих побуждений, но значительно снижающий показатели рыбодобычи, - запрет на многовидовой промысел. А между тем ловить один вид с редкими вкраплениями затесавшихся представителей других возможно лишь в открытом море. Тогда как недалеко от берега - там, откуда можно успеть привезти свежую рыбу, в сети попадаются все подряд, и сортировать селедку от трески, наваги и корюшки довольно проблематично и бессмысленно - тратится драгоценное время на ловлю и доставку. Поэтому у берега рыбачат только в сезон прохождения какого-либо вида. Остальное время полная рыбой акватория, как это ни парадоксально, отдачи не дает.

 

Меньше бюрократии

 

Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин высказался прямо:

 

- Рыбаки устали от отеческой заботы семидесяти контролирующих организаций! Из-за них, по нашим подсчетам, ежегодно отрасль недополучает около десяти миллиардов рублей, а цена рыбы и рыбных продуктов повышается на 10-15 процентов.

 

Особенно лютуют ветеринары, пограничники и таможенники. К примеру, дальневосточные ветеринары в прошлом году досмотрели 3700 тысяч тонн рыбной продукции, тогда произведено было всего 2200 тысяч тонн. О дублирующих проверках поступают обращения от десятков предприятий. Учитывая, что не каждый пойдет жаловаться, проблема, очевидно, гораздо шире.

 

Пограничные службы руководствуются правилами, которые давно морально устарели, а рыбакам доставляют большие сложности, потери в деньгах за лишь мешающие организации эффективной ловли нарушения требований пограничников и потраченное время. Пример тому - в 2013 году пограничники насчитали свыше 300 нарушений, по которым начислили более 170 миллионов рублей штрафов, тогда как ни одной браконьерской рыбешки под эти санкции не попало…

 

Специалисты называют ряд обременительных для бизнеса и бесполезных для общества контрольных органов, которые эффективней было бы упразднить или отвадить от лакомой рыбной отрасли. Детальный анализ с конкретными предложениями рыбозащитники передали Юрию Чайке.

 

Виталий Каплунов также привел пример из этой серии, когда незаконный административный барьер рыбакам выставляют властные структуры. Прокуратура выявила, что сотрудники Россельхознадзора выдвигали условия перемещения рыбопродукции внутри Хабаровского края только после получения согласования этого органа, хотя по закону достаточно документа региональной ветеринарной службы.

 

- Люди хлеб зарабатывают, а мы, чиновники, его едим, - эмоционально подытожил все сказанное Юрий Чайка.

 

Сделать все возможное для того, чтобы любому рыбаку были понятны честные и открытые к нему требования, убрать административные барьеры для предпринимателей и по-настоящему бороться с контрабандой, а не совершать разовые вылазки малыми силами договорились всем миром. Первым этапом в этом сложном и долгом процессе стало недавнее принятие поправок в федеральное законодательство, которые регулируют выдачу квот и другие особенности дальневосточного рыболовства и переработки. Главное, чтобы они все-таки заработали в пользу рыбаков и на благо нам, обычным потребителям.

 

Алена Тимошина

 

Тихоокеанская звезда