Возвращение на прилавки легендарной сельди-иваси может затянуться из-за проблем с регламентацией ее продажи. Прежде чем организовывать масштабные экспедиции, необходимо решить вопрос со сроками реализации некогда очень популярных пресервов, отмечают рыбопромышленники.
Еще ранней весной на многочисленных совещаниях по перспективам промысла сельди-иваси (тихоокеанской сардины) рыбопромышленники обращали внимание на проблему, связанную с техническими условиями и регламентами в части сроков реализации. Добывающие компании все чаще и настойчивее поднимают эти вопросы в свете возобновления масштабного промысла сардины-иваси и тихоокеанской скумбрии.
Суть в том, что действующие нормативы сроков реализации самой популярной в народе продукции из сардины – пресервов – не более 5 месяцев. Существующие же требования розничной торговли предполагают стандартные условия начала продаж любой пищевой продукции с остаточными сроками реализации не менее 2/3 от общего срока годности. Несложный подсчет времени доставки рыбопродукции с промысла до розничной сети наглядно демонстрирует, что сегодняшние техрегламенты по срокам годности пресервов из сельди-иваси не оставляют рыбакам и потребителям шансов найти точку соприкосновения. Профессионалам очевидно, что добыть, накопить улов, доставить его до ближайшего порта, обработать и привезти продукт в основные районы потребления за 45 дней нереально.
Российский потребитель запомнил сардину (ее товарное наименование – «сельдь-иваси») исключительно в качестве пресервов. Именно пресервы в советское время составляли основу ее потребления, другие виды переработки были менее значимы. Например, мороженую иваси вообще практически не выпускали: мясо этой рыбы очень нежное и заморозка портит его. После разморозки ткани разрываются и продукция становится непригодной для любого вида обработки. Такую сардину можно использовать только для производства рыбной муки.
Тем не менее в советское время вопрос реализации сардины-иваси решался успешно. СССР добывал более 3 млн. тонн этой рыбы в год, что составляет 75% от общего вылова России сегодня.
«В современных условиях контроля и регламентирования условий реализации с пресервами существует серьезная проблема. С советского времени правила продаж сильно изменились: разорваны товаропроводящие каналы и единые регламенты оборота продукции, производство и торговля живут по своим правилам, а конечный потребитель от этого страдает», - отметил руководитель группы компаний «Доброфлот» Александр Ефремов. Он обратил внимание, что в Советском Союзе так же, как и сейчас, по ГОСТам, срок реализации пресервов «сельдь-иваси» составлял пять месяцев. «Но в процессе реализации предполагалась возможность продления срока – два-три раза по два месяца. Безусловно, на каждом этапе продления требовалось проведение соответствующих лабораторных исследований уполномоченными санитарными органами. Эта схема взаимодействия контрольно-надзорных органов и производителей пищевой продукции оптимально защищала интересы потребителей, так как позволяла контролировать реальное качество продукции на местах. Вместе с этим она помогала рыбакам расширять географию потребления этих вкусных, массовых, но вместе с тем крайне сложных в производстве и хранении пресервов, - рассказал собеседник Fishnews. - Оценивая в общем качество административного регулирования рыбной отрасли и количество административных барьеров на пути рыбопродукции к столу, не уверен, что этот массовый и крайне востребованный продукт сможет преодолеет все эти преграды на пути к потребителю».
Также эксперт подчеркнул, что при правильном хранении никакие патогенные организмы в пресервах не развивались и срок их реализации увеличивался в общей сложности до года.
Отметим, вопрос разрешенных сроков продаж пресервов из иваси обсуждался на совещаниях Росрыболовства неоднократно, ставился перед территориальными и подразделениями ведомства и наукой. Ученые ТИНРО-Центра отмечали необходимость обновления технологических стандартов и норм реализации продукции из сардины. Тем более что алгоритм есть. «Если мы не решим эту проблему в ближайшее время, то о возобновлении промысла сардины говорить бессмысленно, продукция останется невостребованной и ее производство нанесет огромный ущерб рыбакам», - считает Александр Ефремов.