Решение АНТКОМ о создании охраняемого района в море Росса принято с учетом интересов России как государства, традиционно ведущего рыболовный промысел в этом регионе, отметили в Министерстве иностранных дел.
Как ожидается, решение о создании морского охраняемого района (МОР) в море Росса, одобренное в конце октября на 35-м совещании Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ), вступит в силу 1 декабря 2017 г. На брифинге 3 ноября официальный представитель МИД России Мария Захарова отметила, что принятие такой меры важно в контексте охраны окружающей среды Антарктики и комплексного сохранения ее морских живых биоресурсов.
«В то же время для России как государства, традиционно ведущего рыболовный промысел в этом регионе, важно было обеспечить наши законные права и интересы и в этой сфере», – заявила она. В связи с этим российской стороной был поставлен ряд вопросов относительно условий создания МОР в море Росса, его режима, географических, временных и иных параметров.
По словам Марии Захаровой, в итоговом решении АНТКОМ «был найден устраивающий все стороны баланс базовых интересов охраны окружающей среды и устойчивого использования морских биоресурсов Антарктики на основе наилучших имеющихся научных данных». Ключевыми элементами решения она назвала особый правовой режим Специальной исследовательской зоны (участка МОР, где допускается ограниченный вылов рыбы) и сокращенный до 30 лет срок ее действия, открытие для промысла районов за пределами МОР, в которых в течение долгого времени были установлены нулевые квоты вылова, и создание условий для проведения совместных международных морских научных исследований в МОР.
Как сообщили Fishnews в пресс-службе Росрыболовства, на заседании комиссии обсуждались и другие предложения по созданию морских охраняемых районов в зоне регулирования АНТКОМ. В частности, Австралия, Франция и ЕС подняли вопрос об установлении Восточно-Антарктической репрезентативной системы МОР, а ЕС и Германия представили проект МОР в море Уэдделла. Однако по этим проектам разногласия не были преодолены.