Уже к началу ноября сайровая путина на Дальнем Востоке была завершена с относительно скромными результатами – 14 тыс. тонн. Главная причина недолова - малое количество добывающего флота, подчеркивают в ТИНРО-Центре.
Погода не помогла
Нынешний вылов сайры аналогичен уровню 2014 и 2009 гг., которые считаются неудачными, но превышает результаты откровенно провальных путин в 90-е, когда не добывалось и 10 тыс. тонн, отмечают в Тихоокеанском научно-исследовательском рыбохозяйственном центре.
В этом году было задействовано меньше сайроловов, чем в предыдущие годы. Даже в пик промысла на добыче находились 27 единиц флота (в 2015 г. их работало 35, а в 2014 г. – 43). При таком небольшом количестве судов высокие результаты могут быть только в исключительно благоприятных погодных и гидрологических условиях, заметили в институте.
Но в этом году циклоническая активность уже в сентябре была заметной, количество штормовых дней в сентябре и октябре было значительным, примерно вдвое больше, чем в прошлом году. А после одного штормового дня с простоем судна потребуется потратить еще день-другой на поиски скоплений. Так постоянно происходило и в ходе нынешней путины, рассказали Fishnews в пресс-службе ТИНРО-Центра. Но при этом гидрологические условия ученые не могут назвать неблагоприятными. Мощный антициклон мешал развитию первой ветви Ойясио, по которой сайра обычно уходит в воды Японии. Основные скопления были сосредоточены на участке между первой и второй ветвями Ойясио, в начале путины возле пролива Фриза и острова Урупа, в конце сайра сместилась ко второй ветви течения. И хотя в открытых водах промысел на спецсудах начался еще весной, небольшое количество флота по ходу путины и даже в августе-сентябре не позволило достичь высоких результатов.
Рыбакам недоставало «наводчиков»
Научное сопровождение путины традиционно обеспечивали институты Росрыболовства, ТИНРО-Центр и Сахалинский НИИ рыбного хозяйства и океанографии. В этом году научно-поисковые работы попутно осуществляло НИС «ТИНРО» в ходе комплексной съемки в Южно-Курильском районе и открытых водах северной части Тихого океана. Благодаря информации о наиболее перспективных участках лова, отечественные суда добыли 7,1 тыс. тонн скумбрии и 6,7 тыс. тонн сардины-иваси.
Задействовать в исследованиях другие средние рыболовные траулеры наука не смогла из-за ограниченного финансирования, констатировали в ТИНРО-Центре. Ученые утверждают, что эти работы позволили бы улучшить качество оперативного прогнозирования. Поскольку скопления сайры всегда держатся разрозненно и часто перемещаются, рыбакам приходится постоянно их искать, что означает дополнительные издержки и потерю промыслового времени. Поэтому для добытчиков так важна информация о расположении скоплений, которые могли бы находить специальные суда, работающие в поисковом режиме, обратили внимание в институте. В предыдущие годы на сайре работали НИСы «Владимир Сафонов» и «Профессор Леванидов», с их помощью удавалось неоднократно наводить рыбаков на такие скопления.
На испытания новых ловушек нет средств
Еще одно важное направление научной поддержки сайрового промысла – совершенствование орудий лова. «Специалисты ТИНРО-Центра непрерывно занимаются разработкой новых технологий добычи сайры, в том числе созданием нового высокоэффективного светового оборудования, конструкций ловушек для сайры, ученые имеют целый ряд запатентованных достижений», - рассказали в пресс-службе института. Но для испытаний этих разработок целесообразно использовать научное судно, для которого не столь критичны потери промыслового времени в ходе путины. Однако, несмотря на то, что сайра была несколько лет назад признана стратегическим объектом национальной продовольственной безопасности, объем средств на ее изучение не увеличивался.
Больше объектов – больше НИСов
Возобновление промысла сардины и скумбрии у южных Курильских островов и в прилегающих тихоокеанских водах актуализирует проведение ресурсных исследований в этом районе. Рыбакам в первую очередь нужны поисковые работы, краткосрочное и оперативное прогнозирование, отметили в ТИНРО-Центре. «Использование одного судна в предпутинной съемке и научно-поисковых работах в ходе массового промысла сайры, сардины и скумбрии не так эффективно, потому что все три объекта редко держатся рядом, - подчеркнули в институте. - Сайра предпочитает более холодные воды, в отличие от теплолюбивых сардины и скумбрии. Организованная работа нескольких судов, вкупе с деятельностью научных сотрудников на плавбазах и береговой приемке, могла бы принести рыбакам значительно больше пользы».
Наблюдатели перешли с сайры на сельдь
В этом году специалисты ТИНРО-Центра сопровождали путину на специализированном судне ССК «Ника-101», плавбазе «Петр Житников» и на острове Шикотан. Сейчас научный наблюдатель продолжает работать на судне «Ника-101», которое перешло в японскую исключительную экономзону. Плавбаза «Петр Житников» по завершении промысла сайры переместилась в Охотское море на приемку сельди, научная группа на ней теперь принимает участие в работе штаба сельдевой путины. Ученые приступили к обеспечению научно-информационной поддержки промысла сельди и минтая, который продлится до конца марта (сезон «А»).