Специалисты рыбохозяйственных институтов не видят оснований для включения в Красную книгу РФ дальневосточной косатки. По мнению ученых, нужно не охранять, а регулировать численность морских хищников, которые представляют угрозу для более уязвимых видов.
В сентябре Министерство природных ресурсов и экологии разместило для общественного обсуждения проект приказа «Об утверждении Списка объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ и исключенных из Красной книги РФ», который вызвал немало нареканий со стороны природоохранных организаций, рыбохозяйственной науки и рыбопромышленников.
Изначально в перечень «краснокнижных» объектов вошло 46 видов рыб и некоторые морские млекопитающие, в том числе серый кит, косатка (дальневосточной плотоядной популяции), морж, калан и другие. Усилиями ученых отраслевых институтов в «рыбной» части этот список удалось сократить и не допустить включения в Красную книгу РФ, в частности, амурского осетра и калуги реки Амур.
Однако беспокойство по-прежнему вызывают перспективы утверждения в «краснокнижном» статусе косатки. В официальных замечаниях Росрыболовства к проекту приказа Минприроды, включение в Красную книгу РФ косатки (Orcinus area) дальневосточной плотоядной популяции названо необоснованным.
Среди аргументов ведомства – как высокая численность и повсеместное распространение этого вида китообразных, так и отсутствие единой точки зрения в мировом и российском научном сообществе на деление косаток в дальневосточных морях на «рыбоядных» и «плотоядных». К примеру, в «нахлебничестве» при ярусном лове палтуса в Охотском море замечены и те, и другие. По жалобам рыбаков, потери в некоторых случаях составляют до 60% улова.
Международная китобойная комиссия рассматривает косатку как единый космополитичный вид. Такой же позиции придерживается Международный союз по охране природы. Специалисты отмечают недостаток информации и призывают к проведению дополнительных исследований популяционной структуры дальневосточных косаток.
«Для каждого из видов, предложенных к занесению в Красную книгу, предусмотрено определение статуса редкости, статуса угрозы исчезновения и статуса необходимых мер охраны. В опубликованном проекте приводится только статус редкости, статус угрозы исчезновения объекта не определен, меры охраны не прописаны. Это приводит к определенным ошибкам, когда виды, не требующие особой охраны, включаются в Красную книгу РФ, а редкие виды, угроза исчезновения которых существует, исключаются», – прокомментировал ситуацию Fishnews завлабораторией морских млекопитающих ВНИРО Александр Болтнев.
Как у универсального хищника у косатки в море нет соперников. Ежедневно она потребляет до 250 кг пищи, причем в ее рационе – киты, белухи, ластоногие, иногда мелкие дельфины. В том числе такие «краснокнижные» виды, как гренландский кит (около 400 голов).
«Возникает закономерный вопрос о необходимости занесения этого универсального хищника – «волка морей» – в Красную книгу. Кого мы должны охранять – гренландского кита, скорость восстановления популяции которого после китобойного промысла продолжает оставаться низкой, или косатку, которая никогда не была объектом промысла и у которой нет естественных врагов в океане? А кроме гренландского кита в Охотском море есть еще сахалинско-корейская популяция серого кита, также занесенного в Красную книгу, и насчитывающая всего около 120 голов», – отметил Александр Болтнев.
По его словам, внимания заслуживает проблема регулирования численности косаток в Охотском море. «По нашим данным, их общая численность здесь составляет более 3000 особей. Годовое потребление рыбы и других морских биоресурсов косатками оценивается примерно в 300 тыс. тонн. С учетом того, что это в основном ценные промысловые виды рыб и морские млекопитающие, в том числе занесенные в Красную книгу РФ, требуется не столько охрана косаток, сколько регулирование их численности», – добавил эксперт.