Главная Фотографии Статьи Истории Ссылки О сайте

Рыбалка. Ночная жемчужина

От российского острова Симушир на юг до района Исиномаки (Япония) рыбаки с июля по ноябрь, а на сто миль восточнее еще позже - по декабрь, переходят на ночной образ жизни. Добывающий флот ведет с включенной акустикой поиск, вывешивает за борт ярчайшую иллюминацию, опускает ловушки и, в случае удачи, маломерные суда огромными сачками-каплерами, сейнеры рыбонасосами жадно выбирают добычу. Сайра, идет сайра! С июля на Дальнем Востоке все выходят на сайру.

Почти до конца пятидесятых годов картина была иной. Промышленный лов вели только японцы. Их ученые и капитаны шхун вели постоянный поиск мест скопления рыбы в зоне течения Куросио. Их небольшие суда имели светильники с зеркальными отражателями, ловушки с мелкой, не более одного сантиметра ячеей, трюмы с намороженным по палубе и бортам льдом. Добыча незамедлительно доставлялась на берег, благо, вот он, под рукой. Нескончаемым потоком шли шхуны в море, чтобы утром вернуться с уловом и снова уходили на поиски быстро мигрирующей сайры.

Успешная работа японских рыбаков подсказала необходимость детального исследования района Куросио с целью возможной организации здесь отечественного рыбного промысла. Основными причинами ориентировки отечественного флота на нагульную сайру стали небольшая удаленность ее скоплений от южных Курильских островов и необходимость обеспечения сырьем плавучих заводов. С 1955 года ТИНРО стал проводить ежегодные экспедиции по поиску и лову сайры на электрический свет. Большой вклад внесли в организацию промышленного лова ученые Н. Парин, М. Слепцов, исследовавшие особенности ее подхода в районе Курильских островов. Результаты проведенных в течение нескольких лет контрольных выловов оказались весьма и весьма обнадеживающими.

В дальнейшем над вопросами формирования промысловых скоплений этого вида рыб в Южно-Курильском районе и оперативного прогнозирования работал Ю. Завернин. Систематически выходил в районы лова на плавбазах управления В. Филатов. Вели обследование научные суда "Пермское", "Лесозаводск".

Специалистами ТИНРО-Центра доказано, что сайра является надежным объектом, она может давать не менее 100 тысяч тонн вылова в тихоокеанских водах Курил и прилегающей зоне. Старые наши краболовные базы были дооснащены линиями переработки различных видов рыб, в том числе и сайры. Прежде занятые только постановкой крабовых сетей рыболовецкие сейнеры РС, СРТ, а позднее средние рыболовецкие рефрижераторные сейнеры-траулеры СТР - также оборудовали всем необходимым для ведения лова.

Добывающий флот поставлял на плавбазы рыбу свежего улова. Сырец немедленно поступал в переработку, поэтому отечественные консервы выгодно отличаются от иностранных как по вкусовым, так и питательным качествам. За границей добытое традиционно поставляется на рынок сбыта, консервированию подвергается лишь то, что осталось не раскупленным.

Шестидесятые годы, как известно, ознаменовались приходом в управление новых плавбаз, специально спроектированных на переработку не только крабовой, а и рыбной продукции. Сайра стала одним из основных видов рыбного промысла.


Огни удачи

Плавучие заводы Крабофлота включились в этот динамичный, не сравнимый ни с каким другим вид рыбалки в 1958 году. Сначала снарядили подготовленные на Дальзаводе "Второй краболов" и "Коряк". Как первоначально задумывалось, сырец они получали от сдатчиков сахалинских, камчатских и приморских колхозов. Один из плавзаводов изготовил всего 180 ящиков сайровых консервов, второй - тысячу. В следующую путину добытчиками вышли средние рыболовные траулеры, оснащенные на Диомидовском судоремзаводе светильниками и ловушками. Они обеспечивали сырьем "Второго краболова", "Пятого краболова" ("Анастас Микоян"), "Коряка", "Алма-Ату", "Менжинского" и "Чернышевского".

Работали у островов Уруп, Итуруп, Малой Курильской гряды. Богатые сайрой районы, присутствие Итурупских заливов Рока, Фриза, Касатки, пригодных для подготовки ловушек к работе, ремонта и для отстоя добывающего флота во время штормов сделали этот участок очень даже удобным.

Средние рыболовные траулеры "Колпин", "Горловка" первое время принимали сайру прямо на палубу, это разрешалось. Даже ТХС "Андижан", (капитан Юрий Петрович Калашников), имевший охлаждающие трюмы, порой брал улов чуть не до якорных шпилей. В принципе, особого нарушения в этом не видели, так как плавучие заводы не ждали подхода добытчиков, а сами спешили навстречу. К тому же мастера-приемщики осматривали рыбу очень придирчиво, но случаев отказа от сырца не было. Добавим, что существует еще один вид контроля в виде обязательной лабораторной проверки. Качество сдаваемой сайры было отменным. Рыба ловилась прекрасно и за какие-то три-четыре часа между выловом и обработкой испортиться, естественно, не успевала, она была, как говорится "с пылу, с жару".

На этом "Андижане" ходил матросом Константин Джогот, в будущем один из лучших и знаменитых капитанов добывающего флота Дальморепродукта. В 1963 году он окончил Дальневосточное мореходное училище и набирал на "Андижане" плавательный ценз. В следующую путину пошел матросом на СТР "Базыр". Капитан "Базыра" Юрий Демичев прочно держал первое место в экспедиции по вылову. Как только Константин Васильевич набрал плавательный ценз, его назначили третьим помощником на "Базыр", переименованный в "Нерку". Потом он стал вторым помощником на принятом у Находкинского БАМРа СРТ "Красноперка". Капитаном ходил тогда Юрий Бирюков. В 1968 году Юрий Петрович заболел и права и обязанности передал Джоготу. В 1976 году Константин Васильевич перешел на СТРы, работал на "Сердеже", принятом у Виктора Костюка, затем командовал СТР "Селидово".

Джогот добрым словом вспоминает передавших богатый опыт капитанов и тех, с кем посчастливилось работать. Кто-то из них, например, боцман Геннадий Яковлев, умерли. Начальник радиостанции Владимир Батищев, старший добытчик Сергей Жегилев, матрос Владимир Деревягин продолжали трудиться в море после выхода на пенсию.

Матрос Деревягин пришел на "Красноперку" после службы в армии и, по словам Константина Васильевича, даже ходил первое время в форме. Со всеми оставшимися в строю и ушедшими на заслуженный отдых, ставшими родными людьми Константин Джогот старается поддерживать постоянную связь.

Продолжим далее. Мы остановились на том, что в первое время сайру принимали даже на палубу. Ходивший на "Горловке" третьим помощником капитана Николай Буденков говорит, что такой период был очень коротким, до введения Госстандартом четких правил. На СРТ установили бункеры для приема рыбы в трюма, где ее тарировали по тридцать три килограмма в дюралевые ванны. Для охлаждения одно время применяли взятый в Малокурильске лед. Позже СРТ получали снег, сырой, тяжелый, который вырабатывали на плавбазах. Ванны и ящики вручную грузили на поддоны и лебедкой подавали наверх. Морока. Не всем нравилось. СРТ имели низкие борта, ссыпать на палубу сайру и грузить ее зюзьгами в опускаемую с плавбазы тару было много проще и легче.

Короткое время на добыче для плавбаз работали рыболовные сейнеры управления сейнерного лова "Бухта Преображения". Капитаны, в их числе опытные Александр Чернов, Сергей Тихонов, ловили сайру в Южнокурильском проливе, вокруг Шикотана у мысов Отрадный, Анама, бухт Звездная, Дельфин. По Кунаширу облавливали Тятинский рейд, залив Спокойный, ходили в сторону Южнокурильска.

Они тоже вначале принимали улов на палубу, потом получили деревянные ящики, пересыпали добытую сайру только льдом, который брали в Малокурильске и подавали сырец очень высокого качества. От участия РСов в снабжении плавбаз сырьем отказались в связи с их малой мощностью, хотя за ночь они способны вылавливать от пяти до пятнадцати тонн.

Первые РСы были немецкой постройки, они имели немецкую же навигационную технику. Очень древнюю. Тогдашний второй помощник капитана Александр Еча утверждает, что поворотную рамку пеленгатора приходилось крутить вручную. Их заменили сейнеры отечественной, хабаровской постройки.

СРТ вылавливали до 2000-2500 центнеров при плане 1200 центнеров в месяц. Иной раз много больше. Владимир Поплавко, в те времена командовавший СРТ "Воевода", вспоминает, что добытчики старались равняться на передового капитана Тутуевского из Преображения, установившего рекорд - около 10 тысяч центнеров в месяц.

У СТРов план был выше. За сезон они вылавливали более тысячи тонн. В девяностых годах капитан Виктор Цыба сдал две тысячи тонн.

За две-три недели до выхода основных сил - ДМП выставлял двадцать с лишним добывающих судов - в район промысла уходили один-два разведчика. Подготовка судна к рыбалке начиналась еще на переходе. Доставали из трюмов толстые бамбуковые шесты для устройства верхней распорки - так называемой сигары. К ней крепили дель и получалась весьма солидная, площадью двадцать на двадцать метров ловушка. Ее укладывали вдоль правого борта. Один из старейших, опытнейших ловцов, тралмастер Виктор Родькин впоследствии ворчал, прикрепляя дель к полихлорвиниловой трубе-наплаву:

-Ну, мужики, что это за сигара. Вот мы пользовались бамбучинами, как японцы...

Не очень удобные из-за чрезмерной гибкости полихлорвиниловые сигары заменили на прекрасные дюралевые. Виктор Петрович любовно поглаживал их и делился с Василием Колышевым и прибывшим из китобойной флотилии матросом Юрием Бессарабовым:

-Ну, мужики, это вещь. Не то, что бамбук в нашу молодость, даже вспоминать, и то неохота....

Электрики осматривали гирлянду, потом ее с проверенными исправными лампочками натягивали между мачтами. Тщательно проверялись люстры с пятью-шестью лампочками, места их крепления вдоль бортов, красные лампочки для рабочего выстрела.

У хороших хозяев типа Владимира Шорина, Константина Джогота, Петра Павчака всегда имелся запасец этих электроприборов, становившихся на путине дефицитными. Мало ли, шторм расколотит или неаккуратный электрик уронит люстру.

Акустики настраивали свою аппаратуру и включались в непосредственный процесс поиска, не дожидаясь, в отличие от других членов экипажа, наступления темноты. Время от времени наиболее нетерпеливые как-то узнавали от акустиков результаты и передавали другим самые свежие данные обследования участков.

Помимо гидроакустической аппаратуры, на борту имелись присылаемые по факсимильной связи температурные карты. Позднее появились специальные встраиваемые в днище судна датчики. В семидесятых годах на обеспечение сайровой путины выделялся напичканный аппаратурой самолет "Ил-18".

Искали районы с перепадом температур. Во все времена многие капитаны опускали за борт привязанный шкертиком глубинный термометр. При этом приговаривали: "Сейчас мы найдем рыбку. Эта штука не подведет".


Азартное дело, эта самая сайровая рыбалка!

Наконец, на море опускалась ночь. Начинался самый ответственный для разведки этап - поиск. К приборному - акустическому и косвенному - температурному, прибавлялся визуальный метод - с помощью прожектора старались найти характерные всплески сайры.

Хорошо, если косяк обнаруживал акустик. Уже по одному этому можно было судить о добротной, промысловой плотности. Такие специалисты, как В. Соболев, И. Головачев по едва уловимым признакам подсказывали судоводителям курс и дистанцию, наводили судно на обнаруженную рыбу.

Тихоокеанская сайра - рыба непредсказуемая, она очень часто меняет места нагула. Поэтому разведка была поставлена широко. Имелись штаб промышленного района, штаб экспедиции, штаб предприятия. В их состав назначались опытные сайровики. Одним из таких в середине восьмидесятых годов был заместитель начальника экспедиции по добыче капитан СТР "Среднеколымский" Н. Лопанчук. Весной 1984 года его перевели капитаном на "Васильевск", а в сентябре исполняющий обязанности начальника управления В. Азаркин подписал приказ о назначении Лопанчука в экспедицию.

Сайровая рыбалка ни с чем не сравнима, она захватывает. Начальник управления Анатолий Михайлович Карякин предпочитал выходить на открытие сезона сам. Он обосновывался на одном из плавзаводов и принимал участие в переговорах на утреннем промысловом часе. Перед рассветом любил выходить на крыло мостика и наблюдать за огнями судов добывающего флота. Однажды четвертый помощник капитана "Второго краболова" забыл разбудить его. Анатолий Михайлович крепко осерчал, тот решил вывернуться:

- Позвонил я, но трубку никто не поднял. Наверное, вы были заняты.

- Озорник, - ответил Карякин. - Я спал, а ты мне такую рыбалку испортил.

На плавбазе "Алма-Ата" группа очень азартных членов экипажа соорудила ловушку и, к большому своему удовольствию, даже ловила сайру с освещенного борта. Всерьез заниматься добычей прямо с перерабатывающих судов не собирались, но такой случай был.

Со временем накапливался опыт. В принципе, обнаружением скоплений сайры помимо разведчиков занимались сотни прибывших на путину судов. Выяснилось, что на сайре лучше всего действовать сообща. Когда весь добывающий флот Дальневосточного бассейна расходился по местам вероятного нагула, кто-нибудь обязательно показывал самый высокий результат вылова.

Оставалось выявить богатые участки, определиться по карте и начинать промысел? Можно, но успех не всегда гарантирован. Поймать ее проблемно даже новейшим специально оборудованным добывающим судам. Она, капризница, дама непредсказуемая. Иной раз летит на огни, ее черпают, а она крутится, ждет, когда снова вспыхнут люстры. Чаще плохо реагирует на свет, особенно в полнолуние. Вот уже, кажется, привлекли внимание, вот повели к ловушке, вдруг на ее путь легла лунная дорожка. Миг-два и сайры не стало, она ушла. В последние годы капитаны стали замечать, что она скапливается в местах, градуса на два-три теплее обычного.

При выходе на косяк ложились в дрейф, мгновенно включали иллюминацию и все, что способно светить. Умелые капитаны виртуозно манипулировали мощностью гирлянд, люстр и привлеченная игрой света сайра поднималась к поверхности. За борт летела ловушка, тяжелые грузы утапливали ее, капитан с помощью подруливающих устройств отводил судно как можно дальше от сигары. Теперь все зависело от умения перевести рыбу на правый борт, в ловушку. По свистку вахтенного или боцмана поочередно выключались люстры левого борта с кормы на нос. Когда сайра оказывалась по правому борту, ее скучивали, старались собрать над ловушкой. Для этого гасили люстры правого борта, начиная с крайних. Оставалось включить красные огни на рабочем выстреле. Красный свет не проникает глубоко в воду, и рыба поднимается на поверхность.

Те, кто хоть раз видели этот процесс, помнят, что сайра начинала вести себя как сумасшедшая, она выпрыгивала из воды, поверхность вскипала. По команде "вира" начинался подъем ловушки. Включались обе лебедки, на помощь спешили рыбаки. По мере вычерпывания улова каплерами на СРТ и рыбонасосами на СТРах, дель выбиралась все больше.

Наконец, улов на борту. Но здесь есть одна особенность. Если косяк хороший, необходимо успеть сделать еще один подъем и еще, и еще. Поэтому все зависело от слаженности экипажа. Поднимать ловушку надо при минимальном освещении, тут уж не зевай, не попади под трос, не оступись, не помешай работающему рядом.

Всеми палубными работами руководит траловый мастер, он же шпилем выбирает шкентель плавучести. Боцман на брашпиле выбирает носовой стяжной. Лебедкой управляет старший механик. После подъема грузов начинается ручная выборка дели ловушки. Уложились в пять-семь минут - удовлетворительно. Есть возможность увеличить свой улов на этом удачно найденном месте. Потратили десять-пятнадцать минут - неуд. Включай двигатель и начинай все сначала, гоняйся за стремительной сайрой!

Лучшим среди мастеров сайровой рыбалки все без исключения называют Константина Витальевича Панова. Ю. Бессарабов до сих пор удивляется случаю, происшедшему в 1993 году. "Васильевск" под командованием Н. Ишутина вел поиск, но с вечера даже не обмакнул ловушку, когда шедший на "Саломатинске" опытный капитан В. Панов посоветовал пристроиться рядом, подготовить ловушку и двигаться самым малым ходом. "Не переживай, рыба сегодня будет", - сказал он. Виталия Константиновича все знали как человека обстоятельного, не поверить ему капитан "Васильевского" не мог. Дело было к рассвету, Бессарабов нес вахту и вдруг увидел, что навстречу сонно движется косяк сайры. Без включения огней успели сделать две "подъемки". В общей сложности взяли 50 тонн.

Этот случай имеет научное объяснение. За ночь сайра меняет поведение до пяти раз. Рыбак после нескольких попыток завести ее в ловушку чертыхнется, да и пойдет искать другой, более сговорчивый косяк. И зря. Надо бы попробовать заменить белый свет на другой - скажем, зеленый или синий. Или подождать часа три-четыре… Глядишь, настроение у нее станет иное. Главное, не горячиться. С вечера не везет, что ж, постой, послушай эфир. Если и у соседей так, то незачем жечь горючее, есть резон подождать. Старые капитаны говорят, что в предрассветное время сайра становится покладистей.

Обо всех этих нюансах и случаях толковал, только успевай записывать, зашедший в управление по вопросам подготовки "Иматры" к сайровой путине-2001 капитан В. Жмурков.

Вот уже лет двадцать, не меньше, занимается Василий Викторович промыслом сайры, опыт накопил богатейший. Он пришел на добывающий флот с китобойной флотилии и учился у тех, кто первыми начинали этот интересный, требующий ума и фантазии промысел. Капитаны Джогот, Ишутин, Павчак, Панов для него не просто передовики, а учителя и соперники по социалистическому соревнованию.

Василий Жмурков работал на "Сердеже" в составе флотилии "Павел Постышев", которой командовал Илья Ефремович Фирсов. Жмурков ежесуточно перевыполнял план на передовом СТРе "Иматра". Он уверен в том, что сайровый промысел выгоден втройне: обеспечивает народный стол доступным продуктом, способствует развитию предприятия, рыбакам дает возможность хорошо заработать. Несмотря ни на какие погодные или иные препоны.

У рыбака их достаточно. То год выдастся неурожайным. То, как это было в 1972 году после извержения вулкана Тятя, сайра заразилась ракообразными паразитами, "пинеллой", и в течение трех лет из рыбы нельзя было делать консервы. Вдруг шторм нагрянет или в полнолуние на небе ни облачка. А если в этом отношении полный порядок, то где гарантия, что косяки не разгонят дельфины или лососевые. И те, и другие любят полакомиться нежной рыбкой.

Очень успешно рыбачил П. Павчак, капитан думающий. Иной раз он вел лов сайры непосредственно под бортом плавбазы. И тут же сдавал улов. И довольно посмеивался, наблюдая, как собирается рыба на неоновые огни огромного судна.

Не раз сайру прямо из-под носа российских рыбаков уводили японские шхуны, оснащенные более мощными световыми установками. Капитан уже предвкушал богатый улов, но стоило оказаться рядом какому-нибудь "Мару", как оставалось только завистливо вздыхать, глядя, как уходит рыба к ярко иллюминированной шхуне.

Этот пробел старались устранить. У построенного в Киеве в 1978 году СТР "Сабурово" длиной 53,7 метров, с главным двигателем в 1320 лошадиных сил имеется три вспомогательных дизель-генератора по сто пятьдесят киловатт. Никакого сравнения с тридцатисемиметровым СРТ, оснащенным двумя маломощными генераторами и главной машиной в триста лошадиных сил. Световое вооружение "Сабурово" составляет 240 киловатт, к девяностым годам его увеличили до 300-400 киловатт, а на СРТ не мечтали даже о 80-ти. Ширина ловушки на СТРах равна сорока пяти метрам, это внушительно, у средних рыболовных траулеров длина сигары не превышает двадцати метров.

"Иматра", "Рейнеке", "Саломатинск" оборудовали японскими пультами управления с реостатами для плавного регулирования света, люстрами со шторками. Вместо маломощных, в полтора киловатта светильников ПКН установили новые, в шесть раз мощнее. Нашли широкое распространение карьерные светильники типа "Сириус" мощностью по 25, по 50 киловатт. Вывешивались дополнительные гирлянды до 90 киловатт. И все же энергообеспеченность осталась наиболее слабым участком. Японцы со своим мощным электровооружением и широкой гаммой цветов чувствуют себя уверенней.

Сайровая путина для рыбака, как праздник. Да, тяжело, особенно в постперестроечные годы - ощущается нехватка добывающих судов. После минтаевой путины люди уходят в отпуска, на период ремонта управление назначает подменные экипажи. Капитанами становятся пенсионеры. В начале двухтысячных годов это были В. Панов, А. Кошкодаев, И. Очередин, П. Павчак, Л. Поддубный.

Панов, Очередин и Павчак в тяжелом 2001 году хотели выйти в море, они прямо заявляли об этом. Порывались на путину даже рыбаки постарше возрастом, разузнавшие по своим каналам о том, что "старая гвардия собралась по сайру". Никого из них не взяли. Известно, никакая, даже самая либеральная медкомиссия снисхождения на годы не делает. Очередин с Пановым поворчали, грубо высказались в адрес врачей, да и пришли к выводу: "Ладно, будем здесь, на берегу помогать. Ребята вспомнят добрым словом - и то приятно, значит, пригодились".

Всю свою сознательную жизнь старшее поколение было на переднем плане. В этом отношении очень характерна биография Виталия Константиновича. Родился Панов в 1928 году, трудовую деятельность начал в 1942 году токарем, четырнадцатилетним подростком. Ветеран Великой Отечественной войны. После освобождения от фашистов Донбасса восстанавливал шахтерский край. Потом работал на урановых рудниках, строил аэродром, а позже руководил в штольнях подрывными работами. Переехал во Владивосток, работал на заводе "Металлист", водил автобусы. Его, как одного из лучших работников, рекомендовали на антарктическую китобойную флотилию "Советская Россия". Был раздельщиком китов, матросом холодильных установок. Стал капитаном дальнего плавания, участвовал во всех 19 рейсах в Антарктику. Потом добывал кальмара, участвовал в экспериментальном лове возле Гавайских островов экзотической и очень вкусной рыбы макрурус. На СТР "Саломатинск", полученном им в Одессе, проработал 16 лет. За это время команду по своей воле не покинул никто. Награждался Знаками Минрыбхоза СССР за 5, 10, 15, 20, 25 и 30 лет безаварийной работы. Является членом Международной Федерации Ассоциации капитанов.

28 марта 2003 года Виталий Константинович отпраздновал сразу три юбилея: 75 лет со дня рождения, 60 лет общего стажа, 40 лет трудового стажа в ОАО ХК "Дальморепродукт". Ни о чем не жалеет капитан Панов, лишь, пожалуй, о том, что уже не подвластны ему морские просторы. А исхожено по морям немало. Со старшим мотористом младшим братом Юрием. С электромехаником сыном Евгением, безвременно ушедшим из жизни. С внуком Александром, сразу, как тот окончил школу. Александр Викторович Кравченко перенял науку деда, он окончил Дальрыбвтуз, стал профессиональным рыбаком. Константин Витальевич ждет, когда подрастет трехлетний правнук Юра. Сделает ему прадед удочку, и будут старший и младший Пановы рыбу ловить.

Виталий Константинович очень высоко отзывается о качестве ремонта, который производится подменными экипажами. Ремонтировали "Каменку", "Соболиный", "Гагаринский", "Сергеевку", "Кипарисово", "Рейнеке", "Садовск", "Иматру", "Суровск" бывший капитан китобойца, ставший старшим помощником у Панова В. Шевченко, старший механик Б. Черемисинов, электромеханик В. Зайцев, бывший китобой Н. Янчук, работавший на рыбоперерабатывающих базах И. Яковлев.

Пример с заслуженными ветеранами характерен для Дальморепродукта. Пусть не всем бывалым сайровикам везет лично включать на промысле "огни удачи", все равно их подготовительная работа сказывается на результатах других капитанов, помоложе. Причем, только положительным образом.

Юрий Григорьев

РИА "Fishnews"