Главная Фотографии Статьи Истории Ссылки О сайте

Нерыбные объекты. Вклад добывающих СРТМ

Промысел кальмара очень развит, особенно в бассейне Тихого океана. Первое место традиционно держит Япония, ее ежегодный вылов составляет 300-400 тысяч тонн.

Началом промышленного освоения запасов кальмара советскими рыбаками считается выход в Охотское море первой Тихоокеанской экспедиции. Было это в 1965 году, добыли свыше 27 тысяч центнеров. Тогда же стало понятно, что устойчивый промысел невозможен без изучения сырьевой базы, хорошо организованной разведки. Годом раньше организация добычи этого сырца проводилась на южных Курилах, начальником экспедиции был будущий руководитель Хозрасчетной промысловой флотилии Борис Булатов.

Суммарные результаты привели к созданию специальной организации - Тихоокеанского управления промысловой разведки и научно-исследовательского флота (ТУРНИФ). Сказать, что ее работа велась в достаточных размерах, значит покривить против истины. Промышленность не имела ни точных прогнозов сроков подхода, ни данных о количестве сырьевых запасов. Например, экспедиция 1970 года в составе 12 судов типа СРТМ в течение месяца не смогла добыть ни одного центнера. Был известен наиболее уловистый район промысла - южные Курильские острова со стороны Охотского моря, позднее он переместился от острова Шикотан к средним Курилам, к острову Симушир.

Встал вопрос, не лучше ли завести пару своих разведчиков да и исследовать промысловые скопления кальмаров у Курильских островов со стороны Японского моря и океана, районы нерестилищ.

Можно было через вышестоящие организации закупать информацию о кальмаре в Японии, которая имеет обобщенные данные за полвека.

Это были не просто благие пожелания. Дело в том, что перед дальневосточными рыбаками поставили задачу довести вылов кальмара к 1975 году до 45 тысяч тонн, причем, Дальморепродукт должен добыть не менее 35 тысяч тонн. Цифры немалые, но в те времена ежегодно мировым промыслом добывалось более 700 тысяч тонн кальмара, 90 процентов именно в бассейне Тихого океана.

В январе 1971 года в поисковый рейс на три с половиной месяца ушел СРТМ 8-457. Цель эксперимента - обнаружение промысловых скоплений кальмаров в определенные времена года. Рейс показал, что с января по апрель в южной оконечности Японских островов со стороны океана, а также со стороны Восточно-Китайского и Японского морей промысловых скоплений кальмаров нет. Отчет подписал капитан СРТМ 8-457 Евгений Бородаевский.

Вслед за ним направился в разведку китобоец "Рекордный". Несколько странно было видеть на китобойном судне кальмароловные лебедки и другие орудия промыслового снаряжения, но капитан Александр Чуин, опытный судоводитель, заочно окончивший Дальрыбвтуз был спокоен - почему бы не сделать попытку и не помочь кальмароловам?

Всего в течение года было выставлено 8 судов-разведчиков. Более-менее обнадеживающие результаты получили в Японском море. СРТМ "Молния" в отдельные промысловые ночи имел уловы до 2-3 тонн. Могли бы выловить больше, но промснаряжение суда имели слабенькое.

Процесс добычи не могли механизировать долгое время. На СРТМах были установлены ручные лебедки, которые изготавливали мастерские Дальневосточного пароходства в Славянке. Но исполнители не спешили из-за хронической нехватки труб, листовой и прутковой стали, кое-чего другого, что вызывало у заказчиков бурю недовольства.

Лебедки представляли собой барабаны для ярусного лова, снаряженные крепким линем со специальными кальмароловными крючками. Ярусный лов вели ночью, при свете сайровых люстр. Барабан лебедки приводился в действие обыкновенной ручкой. Линь распускался на всю длину, судно включало огни и ложилось по течению в дрейф. Ловец вращал ручку, линь наматывался, и привлеченные светом кальмары активно хватали блестящую "игрушку". Нужно было чувствовать тот предел, когда появлялась опасность обрыва основного проводника. В таком случае проворачивали барабан в обратную сторону.

Ну, и следовало защищать глаза от кальмарных "выстрелов". Темно-коричневая жижа выбрызгивалась так плотно, что закрашивала надстройку судна. Посмотришь и подумаешь, что, например, СРТМ "Молния" не кальмаров ловил, а тушил пожар. Так вот, некоторые ловцы делали из проволоки каркас, натягивали на него полиэтиленовую пленку, надевали сооружение на голову и становились похожими на космонавтов. Представьте: экипажи СРТМ "Валентина Терешкова", "Космодром", "Созвездие", "Звездный", "Межпланетный"...

Проблемами механизации процесса добычи в первую очередь занялись рационализаторы. На рыбокомбинате острова Попова работали два специалиста с ярко выраженной технической жилкой: Чистяков и Зибницкий. Они предложили свой образец автоматической кальмароловной лебедки. Позднее конструкторы Дальгипрорыбпрома и КБ Хабаровского завода Продмаш выдвинули на испытание свои варианты.

Все эти модели не удовлетворяли запросов рыбаков. Все же в 1967 году управление заказало хабаровчанам партию автоматических лебедок. Продмаш сделал 10 штук и, не имея специализированного профиля, от дальнейшего изготовления отказался. За дело взялся Экспериментально-механический завод Сахалинрыбпрома, но начал выпуск такими темпами, что быстрей можно было изготовить лебедки для ярусного лова кальмаров в колхозной кузнице.

Наконец, в 1969 году на базе имеющихся образцов работники ЦПКТБ Дальрыбы спроектировали и изготовили оригинальную конструкцию лебедки. Она отлично показала себя на стендовых испытаниях. Новые лебедки в количестве 16 штук установили на СРТМ 8-415, и рыбаки рекомендовали именно их на серийное производство. На дворе стоял 1970 год, выходит, на разработку, создание, доводку ушло пять лет. Для оснащения добывающего флота ДМП нужно было уже в 1971 году иметь не менее 300 таких лебедок.

Было решено испытать на наших судах и плавучий якорь, с помощью которого японские рыбаки имеют достаточные уловы там, где мы не имеем ничего. Такой якорь удерживает судно носовой частью против ветра и течения, что позволяет работать обоими бортами. Он позволяет увеличить количество устанавливаемых лебедок и дает еще ряд преимуществ. Например, значительно уменьшает снос судна с косяка. Три поисковика, отправившихся на разведку в Японское море снабдили плавучими якорями отечественной конструкции. Ввиду непрочности материала эксперимент не удался, но он все же показал, что разреженных по всему морю кальмаров нужно ловить с применением плавучего якоря и установленных на судах до 30 лебедок. В таком случае можно обеспечить выполнение планового задания.

Наиболее перспективным оказался траловый промысел кальмаров. Это показали эксперименты, проведенные Бородаевским в ходе поискового рейса. СРТМ 8-457 испытал 29,5-метровый кальмаровый трал. Настоящих, хороших скоплений объекта обнаружить не удалось, но там, где обычными тралами не брали ничего, добыча доходила до 3 центнеров.

Суда-разведчики помогли выяснить многое и в определении сроков добычи. В связи со специализацией СРТМ Хозрасчетной промысловой флотилии сроки ведения промысла кальмаров в районе южных Курил и океанского побережья Японии были установлены с 1 августа до 15 декабря. Из опыта прошлых лет известно, что ввиду биологических особенностей обитания и распределения кальмаров суда СРТМ ведут успешный лов в пределах с 1-10 августа до 31 октября. Это же подтвердили результаты работы поисковиков. Выходит, 45-55 суток суда работали нерационально и неэффективно.

Промысловые суда СРТМ помимо кальмаров работали на креветке. Оказалось, что сроки и ее промысла тоже желательно сократить. Старшим инженером добычи Хозрасчетной промысловой флотилии Вячеславом Кульневым были разработаны плановые и расчетные данные. Так, при существующем режиме на лов кальмаров уходило 3985 судосуток работы, в результате кальмары приносили убытков в 2898 тысяч рублей, в общем итоге предприятие теряло 967 тысяч рублей. При предлагаемом графике использования наиболее эффективного периода с 1-10 августа до 31 октября уйдет 3236 судосуток, зато появится возможность ввести эти суда с 1 ноября по 31 декабря на промысел палтуса и угольной рыбы, что даст прибыль в 2076 тысяч рублей. Убытки от промысла кальмара сократятся до 1968 тысяч рублей, а, в общем итоге, предприятие может получить 1406 тысяч рублей прибыли.

При переводе на предлагаемый режим работы флотилия судов СРТМ Управления производственных флотилий Дальморепродукт становилась вполне рентабельным предприятием. Полностью осуществить этот план не удалось в связи с переходом на добычу кальмара тралами и новой реорганизацией предприятия.

СРТМы с их морозильной установкой и двумя трюмами выпускали из кальмара мороженое филе. Его приготовление требовало больших затрат ручного труда. На ряде траулеров установили машинки по разделке кальмара на филе конструкции ЦПКТБ Дальрыбы. Их было очень мало, и вдобавок они не прижились, хотя с внедрением механизации в обработку намечалось повысить производительность труда, увеличить выпуск продукции, сократить количество экипажа.

Нельзя утверждать, что от попыток механизировать этот участок отказались сразу и безоговорочно. Работы велись, но даже на плавбазах кальмаров разделывали вручную.

Одной из важных проблем в добыче и обработке кальмаров является снижение себестоимости готовой продукции. Этот вопрос можно решить в основном за счет снижения себестоимости добычи сырца. Ярусный лов с СРТМов - дело дорогое. На плавзаводе "Михаил Тухачевский" оснастили специальным вооружением шесть мотоботов, в случае успешных результатов было бы практически решено обеспечение плавзаводов дешевым собственным сырьем. Но эксперимент окончился неудачей. Произведенные в управлении расчеты показали, что самый дешевый сырец можно иметь, используя на промысле суда типа МРС. Пошли бы на это, но к тому времени прочное место в добыче кальмара занял трал.

Юрий Григорьев

РИА "Fishnews"