Главная Фотографии Статьи Истории Ссылки О сайте

Нерыбные объекты. Мастер траловой добычи

Им стал вчерашний китобой флотилии "Советская Россия" Виталий Константинович Панов. Когда вступил в силу Меморандум в защиту китов, старшего помощника китобойного судна "Ведущий" Панова перевели на рыбный промысел, старпомом на СТР "Яблоновский". И начал Виталий Константинович в свои 52 года постигать азы траловой добычи.

Со становлением на новом месте получалось неплохо. Во всяком случае, через два года он командовал "Саломатинском". На вчерашних китобоев рыбаки посматривали с недоверием. Трал таскать, говорили они, не с гарпуном на океанских просторах резвиться. Он "таскал", ловил минтая, сайру, освоил ловлю крабов ловушками. И научился добывать кальмаров.

На этом судне Виталий Константинович ходил до самой пенсии, сдал его 3 июня 1994 года. Все капитаны, в том числе из молодых, знают, что был Константиныч лучшим добытчиком как сайры, так и кальмаров. Когда другие кальмароловы поднимали за день траления 10 тонн и радовались этому, потому что план равнялся 4,5 тонн, он сдавал до 60.

На кальмаров переключались в апреле, вели промысел до конца лета, но самыми уловистыми были первые два месяца, когда кальмары еще с неохотой покидают глубины. "Утюжить" дно приходилось между островами Симушир и Китой со стороны океана. Для плавбаз - "Светлый луч" и "Михаил Тухачевский" кальмаров добывали пять камчадалов и наши В. Панов, Р. Силин на СТР "Сафоново" и Р. Лебензон на СТР "Суханово". Кстати, Рудольф Федорович и Реджинальд Моисеевич тоже из китобоев. Р. Лебензон, к тому же служил до "хрущевского" сокращения 1961 года на Тихоокеанском флоте, его уволили в запас в звании капитана 3 ранга.

Приморские рыбаки были снабжены донными тралами 43 размера, а камчадалы работали тралами с еще большим раскрытием - 52 размера. Их тралы оснастку имели хорошую, но по уловистости особо не отличались, говорит Виталий Константинович.

На "Саломатинске" одним из тралмастеров был Василий Михайлович Дончук. Он предложил увеличить крылья трала - косяки-то неплотные, в полную нагрузку не работаем! Его поддержал старший тралмастер Михаил Александрович Остроухов. Панов согласился. Сами делали расчеты, сами кроили и шили. Помимо крыльев изменили в конструкции еще кое-что. Мудрили до тех пор, пока, наконец, не получили то, чего добивались. Результаты вылова резко пошли по нарастающей.

Позднее Дончук ловил рыбу на "Рейнеке", на "Суровске". Старший тралмастер Остроухов долго работал в управлении, в отделе добычи. Те минувшие годы оба вспоминали с удовольствием.

Когда рекордными уловами "Саломатинска" заинтересовались ученые, ни тот, ни другой об изменениях в конструкции особо не распространялись. Зато легко передали трал капитану Лебензону на СТР "Суханово", имевшее низкие результаты. Сухановцы воспрянули духом. Дела они поправили очень быстро. Правда, радость была недолгой, во время одного из заметов Лебензон в клочья разодрал "счастливый трал" о донное образование. Вновь запели "Лазаря", а что оставалось делать…

Казалось бы - рыбачь там, где ходят с тралом другие добытчики. Собственно, так и делается, но районы островов Симушир и Китой вулканического происхождения, здесь нередки случаи изменения глубин. Виталий Константинович вместе со штурманом самым тщательным образом изучали изобаты в районе промысла. Наносили по показаниям локатора точки на кальку через каждые пятнадцать минут. Такая работа была необходима. Ну и, само собой, отмечали на карте места зацепов и туда уже не совались. Нет, не только от орудия лова зависят результаты рыбалки.

Виталий Константинович регулировал высоту движения трала над дном скоростью траления. Он сумел выпросить попавший на склады ДМП сверхчувствительный японский гидролокатор. Отечественные не могли обнаруживать скопления беспозвоночных моллюсков, а разрешающая способность иностранного прибора позволяла оператору отличить на экране малейшую туманность. При хорошей выучке можно было распознать долгожданное скопление.

Известно, что кашалоты любят полакомиться кальмарами. Некоторые китобои имели на борту удочки с кальмаровой снастью и, если ночная рыбалка была щедрой, следовало ожидать появления китов. Улов, как заметили самые наблюдательные из китобоев, зависел от фаз луны. Эту, казалось бы, мелочь тоже взяли на вооружение. Выяснилось, что хорошие уловы приходились на день, когда перед рассветом луна была подернута розоватой пеленой. Наибольших результатов - до 30 тонн за траление - достигали, когда в розоватую вуаль рядилась ущербная луна.

Появление дымки вызвано изменением погодных условий. Панов внимательно следил за метеосводками. Практика показала, что между перепадами атмосферного давления и распространением кальмаров по глубинам существует прямая связь. В зонах высокого давления кальмары поднимаются к поверхности, а перед непогодой, наоборот, опускаются ближе ко дну, где их можно брать тралами.

Обитатели моря очень чувствительны к температурному режиму. Кальмары не исключение. Их было больше там, где главенствовали теплые течения. Эту особенность тоже запомнили и использовали себе да родному предприятию на благо.

В отношении Панова можно сказать только одно. Он добился высоких результатов благодаря быстро приобретенному опыту. Обработчики плавбазы "Светлый луч" перед выходом на кальмаров интересовались, будет ли среди добытчиков Виталий Константинович. Первая швартовка СТР "Саломатинск" к плавбазе для сдачи сырца встречалась восторженно, люди верили, что план выпуска консервов будет обеспечен и в эту путину. Капитан-директор "Светлого луча" Владимир Михайлович Поплавко, когда у добытчиков случались перебои, связывался с Пановым и говорил: "Ждем тебя". В ответ Виталий Константинович щедро, как у себя в кладовой, зачерпывал кальмаров, подводил тяжело нагруженный СТР к борту "Светлого луча" - работайте, братцы…

Ни камчадалы, ни свои так ни разу и не сумели перекрыть даже половины того, что поставлял Панов. Кальмаров он вылавливал за день больше, чем семь других СТРов, обеспечивавших плавучий завод.

Прошло много лет, а старые дээмпэшники при упоминании капитана "Саломатинска" оживлялись. Наступала полоса воспоминаний, следовали рассказы о том, какие дела проворачивали они в морях вместе с Константинычем.

Некоторые утверждали, что Виталий Константинович был у руководства управления на особом счету, поэтому, дескать, ему везло. Причем, как на кальмарах, так и на сайре. Следует справедливости ради заметить, что ими руководила давняя, до сих пор тщательно скрываемая черная зависть. Не более. Никак не мог знать головоногий моллюск кальмар, кто из рыбаков в фаворе. От чьего хищно распахнутого трала ему следует убегать и в чей лететь сломя эту самую голову.

Сам Виталий Константинович считает, что все зависело от слаженности экипажа. Второй механик Борис Александрович Похлебкин, электромеханики Виктор Петрович Мисько и сын Виталия Константиновича Евгений, во главе со старшим механиком Станиславом Дмитриевичем Коробовым делали все возможное и, порой, невозможное для обеспечения судна ходом. Рефмеханик Валерий Рабец так изучил технику, что его переманивали к себе другие капитаны. Недавний выпускник мореходного училища третий помощник капитана Вадим Юрьевич Ефремов очень быстро освоил премудрости промысла кальмаров, вырос на "Саломатинске" до старшего помощника.

На судне не было ни единого случая травматизма, никто из личного состава не имел взысканий. За нарушение трудовой дисциплины виновного вызывали на общее судовое собрание. Этого было достаточно.

Юрий Григорьев

РИА "Fishnews"