Главная Фотографии Статьи Истории Ссылки О сайте

Нерыбные объекты. Последние тубы ветерана

Старый "Всеволод Сибирцев" прожил длинную и прекрасную жизнь. Судно постройки 1912 года Крабофлот приобрел в 1931 году у Японии. Первым его капитаном был Дмитрий Николаевич Сковпен, последним - Петр Карпович Чиренко.

Хорошо потрудился ветеран, бывший транспорт "Кангеан", краболов, которого хотели окрестить по имени камчатской речки "Хайрюзово", но в честь первого председателя Совета рабочих и солдатских депутатов города Владивостока назвали "Всеволод Сибирцев".

Он выпускал крабовые консервы, а когда начались боевые действия против милитаристской Японии, высаживал десант в районе сахалинского порта Маоко (ныне - Холмск), после войны одним из первых вернулся к мирному труду.

После капитального ремонта в Шанхае, с обновленными корпусом и механизмами ветеран вновь изготавливал крабовые, затем сайровые консервы. С 1967 года начал переработку минтая на фарш. Когда "малый Дальморепродукт" приступил к промыслу кальмаров, он направлялся в район добычи, принимал сырец у МРС-10887, МРС-10937, МРС-11351, РС "Тыр", "Берилл", СРТ "Абакан", "Архипелаг", "Белуга" и наравне с рыбными консервами изготавливал новую, нерыбную продукцию - вкуснейшие консервы "Кальмар натуральный". Правда, обработчицы из новичков некоторое время придерживались другого мнения. Они брезгливо морщились и были убеждены, что кальмар - продукт несъедобный. По крайней мере, для европейцев.

Район северней острова Симушир представлял собой хорошо знакомые, можно сказать, обжитые экипажем плавбазы места. Здесь работали, принимали уголь с парохода "Алтай", грузили продукцию на теплоход "Невер".

Весной 1972 года "Всеволод Сибирцев" встал на двух якорях и швартовых кормой к 44 причалу УПФ ДМП в бухте Золотой Рог. Было заведено пять швартовых концов. Котлы мощной паросиловой установки в 4 300 лошадиных сил едва теплились. Трудовая жизнь закончилась. Летом пароход ушел в свой последний путь - в порт Курэ на юге Японии, на переплавку.

Кальмары на плавбазы поступали в замороженном виде, нужно было делать дефростацию. Размороженный сырец поступал к раздельщицам, которые разрезали туловище поперек и очищали внутренности. Следующая операция, обесшкуривание, начиналась с того, что сырец обдавался кипятком. Ошпаренные покровные ткани снимали с мантийного мешка при помощи сделанной из куска сети терки. Это было делом нудным, так как при очистке сырца нельзя оставлять ни миллиграмма кожицы. Раздельщицы резали мантийный мешок в тонкую лапшу, укладчицы раскладывали ее по баночкам. Оставалось залить содержимое бульоном, закатать крышки, расфасовать готовую продукцию по ящикам и поместить в трюм.

Деликатесный, богатый микроэлементами "Кальмар натуральный" был готов к употреблению.

Из щупальцев "Всеволод Сибирцев" консервы не делал. Позднее, когда старый плавзавод ушел на переплавку, новую технологию освоили на "Павле Постышеве". Для снятия покровных тканей стали использовать центрифуги, девчатам требовалось удалять лишь оставшиеся кусочки покрова. Но в отношении щупалец центрифуга не давала нужного эффекта, раздельщицам приходилось дополнительно самым тщательным образом орудовать теркой.

Порезанная сайровой машиной по высоте баночки мантия кальмара укладывалась красивой спиралью, сверху, в середину помещались щупальцы.

"Павел Постышев" работал на кальмаре недолго, года четыре, начиная с 1967 года. Сырьем служил прилов, сопутствующий добыче скумбрии. Позже управление выделило "Михаил Тухачевский" и принятую тунцеловную базу "Светлый луч". К тому времени использовалось не только отечественное, а и импортное сырье. Так, например, в 1980 году капитан-директор Владимир Михайлович Поплавко принимал "Светлый луч" у Виктора Николаевича Глухарева с 800 тоннами замороженного новозеландского кальмара.

Плавучие заводы приступали к выпуску кальмаровых консервов осенью, после окончания лососевой путины и в течение трех месяцев других забот не имели. В связи с ограниченным поступлением сырца работали в одну смену, но трудоемкий процесс выматывал, сил уходило не меньше, когда переработчики трудились по 6 часов через 6 или 12 через 12.

В 1996 году Дальморепродукт приобрел по контракту аренды на условиях бербоут-чартера в Греции БАТМ "Игор". Это судно длиной 96,4 метра, шириной 16 метров и дейдвейтом 1810 тонн было построено в 1992 году в Николаеве. "Игор" прошел в Сингапуре ремонт, модернизацию и прибыл во Владивосток как перерабатывающее судно. Привел его капитан дальнего плавания Вячеслав Соловых. Одно время "Игор" работал на кальмаровой путине как судно-переработчик, затем и сам добывал сырец.

Юрий Григорьев

РИА "Fishnews"