Главная Фотографии Статьи Истории Ссылки О сайте

Лауреат Почетного диплома "Инрыбпром-68" "Иероним Уборевич"

У каждого корабля своя биография и свой, присущий только ему, характер, в этом они похожи на людей. Можно утверждать, что плавбаза "Иероним Уборевич" из серии рыбников относилась к везунчикам. Книга судеб отвела ему особую роль с самого рождения. "Иероним Уборевич" судно уникальное, участник международной выставки "Инрыбпром-68". Оно имело на два охлаждающих трюма больше, чем собратья этой серии, а, значит, было способно работать при отсутствии транспортов и выгрузки продукции вдвое дольше.

Во Владивосток его привел Герой Социалистического Труда Владимир Крупеня в конце 1968 года. 7 января 1969 года производственники выпустили первую баночку продукции. По инициативе ударниц коммунистического труда Людмилы Егоровой, Валентины Готовко и Зинаиды Усановой этот день стали считать днем производственного рождения плавзавода. Вот так, едва он встал в строй, а на борту уже родилась традиция, которой суждено было продолжаться долгие годы. Ежегодно 7 января в кинозале чествовали победителей, на плавзаводе проводилась расширенная дегустация. За успехи в девятой пятилетке и в честь 50-летия образования СССР (в те времена награждения приурочивались к торжественным датам) "Иероним Уборевич" удостоился переходящего вымпела Министерства рыбного хозяйства.

Гордиться было чем. Производительность труда систематически перевыполнялась на 2 процента против плана, что в год давало прирост производства на 500 тысяч полновесных рублей, а по тому времени 1 доллар США стоил 94 советских копейки!

В 1969 году на "Иероним Уборевич" перешел с плавбазы "Василий Путинцев" капитан-директор Николай Петрович Цветиков, было ему в то время тридцать лет. Он вывел плавбазу на селедку в Охотоморскую, затем Бристольскую экспедицию, в район островов святого Лаврентия, святого Матвея, Прибылова. Начальником Бристольской экспедиции был заместитель начальника управления "Приморрыбпром" Дальрыбы Юрий Григорьевич Диденко.

Николай Цветиков, несмотря на молодость, показал себя только с лучшей стороны. Это был прекрасный организатор. Планы перевыполнялись систематически. Плавбаза ежесуточно выпускала по 300 туб пресервов. Николай Петрович установил пять станков, штампующих консервную банку N 25 непосредственно на плавбазе. Он отладил производство таким образом, что в течение месяца не было ни одного простоя. Бывало, по правому борту отгружали на транспорт продукцию, одновременно с танкера на бакштоке брали топливо, а по левому борту принимали грузы, получали сырец.

Было организовано социалистическое соревнование с черноморским плавучим добывающим консервным заводом французской постройки "Наталья Ковшова", и экипаж чувствовал большую ответственность. Пятилетку выполнили не в 1975 году, а в 1973, за три с половиной года. В 1975 году Николай Петрович ушел в отпуск, и плавбаза выдала... 99,5 процентов годового плана.

Эти несчастные 0,5 процента стали причиной того, что ушедшее в Москву представление к награде Цветикова Золотой Звездой Героя Социалистического Труда не было утверждено. За успехи в девятой пятилетке группа специалистов, куда входили конструкторы отечественных плавбаз, главный инженер Дальрыбы Владимир Флорианович Старжинский и капитан-наставник Николай Цветиков была удостоена Государственной премии, которую он получил из рук самого академика Келдыша.

В 1977 году Цветикову предложили на выбор возглавить самое мощное в мире предприятие по перевозке рыбной продукции Владивостокрыбхолодфлот или пойти работать в компанию Мариско (Сингапур), имевшую полностью автоматизированный холодильник на 7 тысяч тонн. Николай Петрович избрал Мариско и отработал там два срока. Уроженец западных районов, он позднее уехал в Севастополь заместителем начальника по безопасности мореплавания.

Неизвестно, как складывалась дальнейшая судьба одного из лучших капитан-директоров Дальморепродукта. Может, сказались более развитые на западе известные отношения к варягам, может, безденежье после обесценившегося советского рубля замучило. А может, и, скорее всего это так, не выдержала душа настоящего моряка, потому что он снова оказался на капитанском мостике.

Бывший его боцман Герман Ахмадеев, будучи уже капитаном, встретился в 1992 году с Цветиковым в Лас-Пальмасе, на Канарах, куда Ахмадеева отправили получать пароход "Миками Мару" для компании "Россия-Сингапур-Ниппон". Николай Петрович командовал рефрижератором греческого магната Ласкаридиса.

В 1998 году транспорт Дальморепродукта "Галактика" заходил в марокканский порт Агадир вслед за транспортом-рефрижератором Ласкаридиса. Старший помощник "Галактики" Владимир Николин и капитан рефрижератора Николай Цветиков даже успели побеседовать, вспомнить годы совместной работы в ДМП.


II

Люди на "Иерониме Уборевиче" подобрались тоже особенные.

Первый помощник капитана Иван Дмитриевич Кулагин, назначенный на плавбазу в январе 1974 года и проработавший на нем тринадцать лет, вспоминает, что принял сплоченный коллектив, с умелыми активистами.

Например, боцман Герман Хаджеевич Ахмадеев возглавлял редколлегию судовой стенной газеты "На гребне волны". Герман Хаджеевич начинал на этой плавбазе с матроса второго класса, за месяц освоил лебедку, сдал экзамены на матроса первого класса, два с половиной года боцманил. С подачи Николая Цветикова он был, можно сказать, силком отправлен сменившим Николая Петровича Александром Николаевичем Величенко на учебу в ДВВИМУ. После учебы стал штурманом, был дублером капитана. Герман Хаджеевич награждался Знаком "Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности СССР", его представляли к ордену Трудового Красного Знамени.

Старший мастер Валентина Дмитриевна Кудинова оказывала помощь освобожденному секретарю комитета комсомола Валерию Владимировичу Рязанкину в подготовке редакторов "Комсомольских прожекторов", в выпусках которых рассказывалось о недостатках, ходе их устранения с обязательным доведением результатов до всего экипажа и "Молний", спецвыпусков малой прессы на злобу дня. Члены партийного и комсомольского бюро активисты: матрос первого класса Валерий Иванов, раздельщица и укладчица Наталья Ерашко, рефмашинист Анас Закиров - показывали пример в освоении прогрессивных методов труда, помогали отстающим. Активисты задавали на судне тон, что весьма положительно сказывалось в жизни плавбазы.

На плавзаводе помимо бюро первичных партийных и комсомольских организаций, профсоюзного и судового комитета, отдела научной организации труда, рационализаторской и изобретательской работы, действовали цеховые комитеты команд и смен, пост производственного совещания, народный контроль. Работали "Комсомольский прожектор", комиссия по охране труда и комиссия общественных инструкторов по технике безопасности, комиссия по эстетике производства, политические кружки и школы коммунистического труда по изучению основ экономических знаний, совет бригадиров, совет молодых специалистов, женсовет, совет клуба и библиотеки, университет культуры, совет красного уголка, редколлегии стенных газет, юбилейный комитет, сектор гласности партбюро, судового комитета и комитета ВЛКСМ.

Через два с половиной года после вступления в строй плавзаводу "Иероним Уборевич" по решению комитета ВЛКСМ Управления производственных флотилий Дальморепродукт и Приморского крайкома ВЛКСМ было присвоено звание: "Комсомольско-молодежный экипаж". Комсомольцем был каждый четвертый член экипажа, подавляющее большинство составляли молодые люди не старше тридцати лет, статус выдерживался. Вместе с тем капитан-директор Николай Цветиков, заместитель директора по производству Олег Зиганшин, партийные и комсомольские активисты в своей политико-воспитательной работе опирались на ветеранов производства. Руководство и активистов судна поддерживал партийный комитет Управления.

Работа вдали от привычных условий, корабельная жизнь утомительны, на судне всегда должны быть люди, работающие в море всю свою сознательную жизнь, для которых оно давно стало вторым домом. Когда перед молодежью есть образец для поведения в тех или иных условиях, становление происходит быстрей. В те годы комсомольско-молодежные экипажи нашли широкое распространение, но "Иероним Уборевич" выделялся тем, что имел людей с богатым жизненным опытом. Это картину не портило. Наоборот, помогало активистам вести воспитательную работу среди молодежи на живых примерах старшего поколения.

Секретарем цеховой партийной организации палубной команды была Елена Клементьевна Антипенко, по возрасту, пожалуй, самая старшая на судне. Долгие годы она работала на производстве, выпускала крабовые, затем рыбные консервы, потом перешла в прачки, а общественные дела не забросила и всегда была в курсе событий. Особое внимание Елена Клементьевна обращала на шефскую работу с молодежью, за десятилетия подготовила столько обработчиц, что, пожалуй, хватило бы укомплектовать три четверти работниц плавбазы.

Старшим мастером смены пресервного цеха работала очень уважаемая на плавбазе и предприятии кавалер ордена Трудового Красного Знамени Галина Сергеевна Данилина, ее смена выполняла план на 160-170 процентов. Галина Сергеевна пришла на суда Дальморепродукта в 1948 году, прошла все ступени роста и ее, опытнейшую морячку, ежегодно избирали заместителем председателя судового комитета.

На девять лет позже Дубининой начала свой трудовой стаж Прасковья Гавриловна Хрущева. Простая раздельщица, чей труд очень нелегок, Прасковья Гавриловна была награждена орденом "Знак Почета". Сменное задание она выполняла на 160-180 процентов, разделывала по 700-900 килограммов сырца и сдавала продукцию с первого предъявления. Очень ценили в команде Прасковью Хрущеву. По складу характера уравновешенная, доброжелательная, она никому не сказала злого слова, наоборот, старалась видеть в каждой своей подопечной хорошего человека.

Молодые девчата слетались к ней, как бабочки на огонек. Людмила Леонова, Таисия Колупаева, Антонида Клеменкова, Мария Солодухина видели в Прасковье Гавриловне пример для подражания и в производстве даже перекрывали результаты ветеранов труда. Они разделывали за смену до 1000 килограммов рыбы, укладывали по 4000 баночек в смену.

На судне таким же уважением пользовалась Эмма Ильинична Филина. Она прекрасно показала себя не только на посту заведующей химической лабораторией, а и начальника цеха, одно время даже была заведующей производством. Ее отличала высокая компетентность в делах производства. Это был, можно сказать, универсал.


III

В 1974 году на "Иероним Уборевич" пришел молодой специалист Владимир Васильков. Судно ему понравилось, а коллективу пришлось по душе увлечение Василькова киносъемками. На комсомольском бюро решили, что он должен войти в актив и заодно порадовались его назначению мастером в первую смену пресервного участка, которая безуспешно пыталась соперничать со второй сменой, ею руководила Галина Сергеевна Данилина.

- Ты у нас человек новый, - сказали ему, - Вот и присмотрись, в чем причина. Люди такие же, оборудование одинаковое, стараются девчата Соколовой, но не могут обойти Данилинских умелиц.

Владимира ввели в курс дела, познакомили со старшим мастером смены Галиной Соколовой, работницами разделки и укладки. Васильков стал присматриваться. Действительно, на обоих конвейерах работают не разгибаясь. Сортировщицы до автоматизма отработанными движениями разбирают сырец по размерам, удаляют поврежденные рыбины. Четко, быстро, хоть по секундомеру засекай, наполняются фальшбанки. Укладчицы действуют так, что некоторым из второй смены незазорно поучиться. На лентах, где случаются задержки, мгновенно начинают шуметь в адрес виновных, после окончания смены не расходятся по каютам, пока не обсудят промахи, а перевыполнение плана у второй смены все равно получается выше.

Начинающий мастер обратил внимание на неравномерность загрузки конвейеров. Работницы начали было набивший оскомину разговор о выявлении лентяек, но замолчали, когда он сказал, что оба конвейера надо постараться загружать равномерно. Так определили первую причину.

Молодость не знает препятствий, в двадцать пять лет кажется, что можно горы cвернуть. Васильков отложил на неопределенный период кинокамеру, забыл о свободном времени. Он старательно следил за работой на конвейерах девчат смены Данилиной, сравнивал результаты, делился впечатлениями с работницами. Простои на этом участке исчезли, зато теперь стали отставать закатчики, пришлось добавить им людей. Справились с этим, выявилась слабина на обвязке ящиков, затем на подаче продукции в трюм. Когда устранили все узкие места, смена круто увеличила выработку и стала выдавать по полтора, два плана. Теперь уже Данилиной пришлось изыскивать резервы, соревнование между сменами разгорелось, и скоро пресервный участок стал ставить рекорды.

Николай Петрович Цветиков заметил старание молодого специалиста. На середине путины Василькова назначили старшим мастером. На следующий рейс он пошел исполняющим обязанности помощника капитан-директора по производству. "Иероним Уборевич" прочно занял передовые позиции по выпуску пресервов, слава о нем распространилась по всему Советскому Союзу. Капитан-директор Цветиков стал лауреатом Государственной премии. Васильков - самым молодым руководителем производства на плавбазах управления.

Развернулись так, что руководитель ДМП Геннадий Вениаминович Вайнер дал Василькову поручение проверять подготовку арендованных в Магадане складов для хранения тары и всего необходимого, для того, чтобы "Иероним Уборевич" не имел простоев.

После введения запрета на вылов сельди Василькова направили в Аденскую экспедицию, где он также проявил себя с лучшей стороны. Правда, незадолго перед этим ему пришлось поправлять здоровье после серьезной травмы, полученной на "Иерониме Уборевиче". Во время шторма сорвало брезент на вешалах, где хранилась тара, объявили аврал. Владимир Васильевич работал наравне со всеми, сорвался и упал с высоты. Он как заместитель капитан-директора мог руководить со стороны, не проявляя личный героизм, никто и слова худого не сказал бы. Дело прошлое, сейчас он считает этот эпизод незначительным. Но поступок очень точно характеризует Василькова.

В 2000 году на Дальморепродукте работала группа телепередачи "Клуб кинопутешественников" Юрия Сенкевича. Более трех минут из одиннадцатиминутной передачи о ДМП составили съемки Василькова.

По торжественным дням в конференц-зале Управления демонстрировались изготовленные Владимиром Васильевичем фильмы о море, судовых буднях.

Ветераны с удовольствием вспоминали минувшее при виде кадров, где они навечно остались молодыми, задорными.

Снова мастерицы Наташа Медяник и Оля Ладченко, обе в белоснежных халатах, обходили свои владения. Снова собирался на репетицию кружок художественной самодеятельности, и богатырского роста Эдуард Маковский примерял парик средневекового кавалера, шитый золотом камзол. И звенел-разливался голос Яночки Доброскок. Ее, исполнительницу песен на нескольких языках планеты, называли "Мирей Матье Дальморепродукта".

Все это уже история, участие в создании которой принимал получивший звание "Заслуженный технолог РСФСР" Владимир Васильков. Годы работы на "Иерониме Уборевиче" он считает самыми счастливыми.

Юрий Григорьев

РИА "Fishnews"